Версия для слабовидящих
Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области
08 июля 2019, 09:07

Боль - не просто симптом, а самостоятельное расстройство: с ней нужно и можно бороться

Обезболивание – одна из самых болевых точек нашей медицины. Несмотря на некоторое упрощение порядка получения необходимых препаратов раковыми больными, проблема далека от решения, при этом в системе отечественного здравоохранения менеджмент боли не выделяется в отдельную отрасль знания и медицинского сервиса.

Между тем, в этой сфере медицины существуют международные стандарты, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения. Они касаются обезболивания не только пациентов в последней стадии рака, но и других случаев острой и хронической боли и предполагают наличие в медицинских центрах специалистов по менеджменту боли, которые непременно участвуют в консилиумах других врачей, совместно разрабатывающих план лечения больного и ухода за ним.

Первая ступень в работе – это оценка боли. Конечно, есть очевидные случаи: это, например, травма с разрывом тканей или органов, переломом костей, – понятно, что больной страдает от сильной или даже невыносимой боли. Однако часто врачу приходится просить самого больного оценить свою боль по шкале от 1 до 10. Что же представляет собой такая шкала?

Шкала боли

0 – это полное отсутствие боли.

Дальше идет слабая боль (раздражает, но не очень мешает нормальной жизнедеятельности).

1 – боль очень слабая, едва заметная. Большую часть времени пациент о ней не думает.

2 – несильная боль. Она может раздражать и время от времени приступообразно усиливаться.

3 – боль заметна, она отвлекает, однако к ней можно привыкнуть и приспособиться.

Далее – боль средней тяжести (мешает нормальной жизнедеятельности).

4 – умеренная боль. Если человек глубоко погружен в какое-то занятие, он может игнорировать ее, но только в течение какого-то времени, однако затем она обязательно отвлечет внимание на себя.

5 – умеренно сильная боль. Ее нельзя игнорировать больше, чем несколько минут, но сделав над собой усилие, человек может выполнять какую-то работу или участвовать в каком-то мероприятии.

6 – умеренно сильная боль, которая мешает выполнять нормальные ежедневные действия, так как сосредоточение на чем-то становится чрезвычайно сложной задачей.

Следом идет жестокая боль (инвалидизирует, не позволяет выполнять обычные обязанности, общаться с людьми).

7 – тяжелая боль, подчиняющая себе все ощущения и существенно ограничивающая способность человека производить обычные действия и общаться с другими. Мешает спать.

8 – интенсивная боль. Физическая активность сильно ограничена. Словесное общение требует огромного усилия.

9 – мучительная боль. Человек не в состоянии разговаривать. Возможны неконтролируемые стоны или плач.

10 – невыносимая боль. Человек привязан к постели и, возможно, в бреду. Болевые ощущения такой силы приходится испытывать в течение жизни очень малому количеству людей.

Для того, чтобы сориентировать пациента, врач может повесить в своем кабинете шкалу с эмотиконами (смайликами), соответствующими ее делениям, от счастливой улыбки при 0 до лица, рыдающего в агонии при 10. Еще один ориентир, но только для женщин и только для рожавших, – это подсказка: естественные роды без обезболивания соответствуют отметке 8.

Шкала боли может показаться очень простой, но, по словам Стивена Коена, профессора отделения боли в Школе медицины имени Джона Хопкинса (Балтимор, США), она основана на довольно глубоких исследованиях.

Боль — это отдельное расстройство, требующее вмешательства

В западной медицине в отношении хронической боли с некоторых пор сместился акцент: ее больше не рассматривают просто как симптом того или иного заболевания, но как самостоятельное расстройство, требующее вмешательства.

И если для большинства пациентов шкала боли является полезным инструментом, для некоторых она становится определяющей при выборе лечения.

«Шкала особенно важна для тех, кто имеет проблемы в коммуникации», – говорит Коен, имея в виду прежде всего маленьких детей и пациентов с когнитивными нарушениями.

Врачу, помимо оценки боли по шкале, важно знать и другие параметры. Так, доктор Седдон Сэвэдж, президент Американского сообщества боли и профессор анестезиологии в Дартмутской школе медицины (США), просит пациента рассказать о том, как менялся уровень боли в течение последней недели, как ведет себя боль в течение дня, усиливается ли к вечеру, дает ли возможность выспаться и так далее.

Если в работе с пациентом использовать шкалу постоянно, то с течением времени можно получить картину того, как влияет хроническая боль на его качество жизни, как работают терапии и обезболивающие препараты.

«Я также прошу больного показать мне на шкале, какой уровень боли будет приемлемым для него, – говорит Сэвэдж. – При хронических заболеваниях мы не всегда можем свести боль на нет, но возможно достичь того уровня, который позволит пациенту все-таки вести приемлемый образ жизни».

Специалисты по боли обязательно уточняют у пациента, каков ее характер: стреляющая, тупая, пульсирующая, есть ли ощущения жжения, покалывания или онемения, а также какие внешние факторы влияют на боль, что усиливает ее, а что ослабляет.

Жизненно важно не только то, насколько сильна боль пациента и каков ее характер, но также и то, как она влияет на его повседневную жизнь. Именно это и имеется в виду под сдвигом акцента. Врач должен сосредоточиться не только на лечении самого заболевания (что, безусловно, чрезвычайно важно), но и найти способ помочь пациенту как можно меньше отклоняться из-за боли от ведения нормального образа жизни.

Для этого, по словам Сэвэдж, необходимы совместные усилия ряда специалистов: лечащего врача, специалиста по боли, физического терапевта, психолога и психиатра, и, самое главное, самого пациента, который должен играть активную роль в процессе лечения.

Три ступени обезболивания

Стандарты обезболивания, применяемые в большинстве развитых стран, разработаны Всемирной организацией здравоохранения для онкологических больных, однако ими руководствуются специалисты по боли и в других случаях: при травмах, почечной колике, невралгиях, мигренях и других острых и хронических заболеваниях.

Для взрослых это трехступенчатая система обезболивания.

На первой ступени, то есть при слабой боли, больной получает ненаркотический анальгетик (парацетомол, аспирин, нестероидные противовоспалительные средства (далее – НПВС)) плюс адъювант. Под адъювантом понимается препарат, не имеющий обезболивающего действия, но купирующий страх или тревогу пациента, успокаивающий его.

Вторая ступень – при боли от слабой до умеренной. Для обезболивания применяется либо комбинация двух препаратов, парацетамол (ацетаминофен) или нестероидное противовоспалительное средство (ибупрофен, диклофенак и т.п.) плюс слабый наркотический препарат (кодеин, трамадол), либо один препарат из двух ингредиентов, например, Перкоцет (опиоид оксикодон плюс ацетаминофен), Викодин (гидрокодон плюс ацетаминофен). Как и в предыдущем случае, больному показано дополнительное средство для купирования тревоги.

На третьей ступени, при сильной боли, применяется сильный опиоид группы морфина плюс ненаркотический анальгетик плюс адъювант.

Золотой стандарт обезболивания – препарат морфин. Фентанил имеет меньше побочных эффектов, а также хорош тем, что может использоваться в форме пластыря, что очень удобно при хронической боли. В США одобрен ряд быстродействующих фармацевтических продуктов фентанила для лечения прорывной боли.

Прорывная боль – это болевой приступ, случающийся в промежутках между регулярным приемом анальгетиков. По стандартам ВОЗ, анальгетики вводятся больному каждые 3-6 часов, независимо от того, испытывает ли он в данный момент боль, или она еще не началась. В случае же прорывной боли он получает дополнительную дозу. При этом у пациента, находящегося дома, обязательно под рукой должно быть средство, позволяющее купировать боль быстро и самостоятельно, без помощи медицинского персонала.

Дети — особый случай

Стандарты обезболивания для детей отличаются от взрослых стандартов. В этом случае система не трех-, а двухступенчатая, исключающая взрослую вторую ступень. Объясняется это следующим образом. Опиоид кодеин у взрослого человека метаболизируется в морфин под воздействием фермента CYP2D6, количество которого в организме варьируется в зависимости от этнической группы и от возраста.

У детей до 5 лет активность данного фермента составляет лишь 25% от того же показателя у взрослых, а потому кодеин для них неэффективен. Что касается другого слабого наркотического препарата, трамадола, широко применяющегося для обезболивания взрослых пациентов, он недостаточно хорошо изучен для применения в педиатрической практике и на сегодняшний день не лицензирован для нее.

Рекомендации ВОЗ по обезболиванию детей основаны на трех принципах:

1.    Введение дозы обезболивающего препарата через регулярные промежутки времени;

2.    Использование наименее инвазивного способа введения препарата;

3.    Индивидуальный подход.

Как и в рекомендациях по обезболиванию взрослых пациентов, эксперты ВОЗ предлагают вводить препараты «по часам», а не «по необходимости», однако подчеркивают, что, если возникает прорывная боль, наготове должно быть средство для ее купирования.

Для ребенка предпочтительнее оральный способ приема препаратов (в форме таблеток), а если это по какой-то причине невозможно, то ректальный (в форме свечей) или трансдермальный (пластырь). По возможности стоит избегать уколов, которые являются дополнительным источником боли и стресса для маленького ребенка.

Индивидуальный подход – это прежде всего, аккуратный подбор дозы, подходящей конкретному ребенку, и самого препарата с учетом побочных эффектов.

На первой ступени обезболивания эксперты рекомендуют парацетамол и ибупрофен (единственный из всех НПВС), на второй – морфин. Важная рекомендация экспертов – обязательное наличие как лекарственных форм морфина пролонгированного действия (для принятия через регулярные промежутки времени), так и быстродействующих форм на случай прорывной боли. При этом в рекомендациях отдельно оговаривается тот факт, что не существует верхней пороговой дозы морфина, и, если стандартная дозировка не дает облегчения, ее необходимо повысить.

Говорите о своей боли

Существуют и стандартные протоколы использования анальгетиков при разных заболеваниях.

При головной боли рекомендуется парацетамол и НПВС.

При мигрени – препараты первой линии также парацетамол и НПВС, однако если они не помогают, предлагается использовать триптаны.

При небольшой травме (синяки, царапины, растяжения) рекомендуется обойтись парацетамолом и НПВС, не прибегая к опиоидам.

При тяжелой травме (рана, ожог, перелом, очень сильное растяжение) следует применять опиоиды сроком до 2-х недель.

При послеопреационной боли рекомендуется применять парацетамол и НПВС, если операция была нетяжелой и, соответственно, послеоперационная боль не очень сильная, в противном случае – опиоиды.

Почечная колика – в зависимости от тяжести – парацетамол и НПВС либо опиоиды.

Изжога и гастроэнтеральный рефлюкс – антацидные средства, антогонисты Н2, ингибиторы протонной помпы; следует избегать аспирина и НПВС.

Хронические боли в спине – парацетамол и НПВС, в особо тяжелых случаях – опиоиды.

Фибромиалгия – антидепрессанты, антиконвульсанты.

Один из важных принципов менеджмента боли – это поощрение пациента к тому, чтобы он постоянно давал обратную связь, говорил откровенно о своих болевых ощущениях, высказывал мнение о лечении, даже если не согласен с мнением врача.

«Не нужно слушать тех, кто подвергает сомнению вашу боль, – говорит доктор Майкл Ферранте, директор Центра менеджмента боли (Лос-Анджелес). – Не уступайте их негативизму. Верьте себе и стремитесь к тому, чтобы получить правильное лечение».

Источники:

Using the Pain Scale Effectively

Using the Pain Scale: How to Talk About Pain

WHO’s cancer pain ladder for adults

WHO guidelines on persisting pain in children

https://www.miloserdie.ru/news/putin-poruchil-pravitelstvu-i-gosdume-dorabotat-zakon-o-raspredelennoj-opeke/

 

 #стопдискриминация

Подписка на рассылку новостей
Конкурс социальных роликов «Люди рядом»
Конкурс журналистов 2023
Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход