Версия для слабовидящих
Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области
08 апреля 2019, 07:44

В Архангельске впервые прошли дни инклюзии для студентов и педагогов Техникума строительства и городского хозяйства

3 апреля 2019 года в архангельском Техникуме строительства и городского хозяйства прошли мастер-классы, организованные общественными организациями Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области, совместно с руководством техникума, в рамках мероприятий Недели инклюзивного образования.

В ходе мастер-классов, студенты и педагоги техникума учились общению с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха. В техникуме из 230 обучающихся студентов 33 человека имеют инвалидность. Обучение на равных, без дискриминации, является основным правилом для педагогов, обязательным для исполнения в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и федеральным законом "Об образовании в РФ".

Как сообщила директор правового центра Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области, Елена ШИНКАРЁВА, понимание инвалидности и принятие различий между людьми, так же, как и необходимость создавать специальные условия получения образования и разрабатывать меры разумного приспособления - важные составляющие инклюзии.

 

Одно из препятствий, о котором говорили участники мастер-классов - пренебрежительное отношение к людям с инвалидностью. Именно для преодоления таких преград и проводят свои встречи со студентами и преподавателями представители Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области.

 

Учащиеся техникума хорошо понимают, что существующие барьеры - недоступные здания, коридоры, проходы, квартиры и жилые дома, являются препятствием для включения людей с инвалидностью в жизнь общества, в том числе и в сфере образования.

Наряду с этим, ещё одним из существенных препятствий на пути инклюзивного образования является проблема коммуникации преподавателей и студентов с инвалидами по зрению и слуху.

Для преодоления этой проблемы, сурдопереводчик АРО ВОГ Светлана ВАТАГА, провела мастер-класс для студентов и педагогов техникума по пониманию инвалидности и основам жестового языка. По её словам, людей с нарушением слуха, использующих жестовую речь, в нашей стране не так и мало: данные официальной статистики свидетельствуют, что примерно 220 тысяч граждан России имеют нарушения слуха. И ещё более 120 тысяч, по итогам последней всероссийской переписи населения в 2010 году, используют жестовую речь.

Российский жестовый язык признан (по российскому закону) официальным средством общения. Это означает, что информация в государственных официальных источниках должна быть доступна всем гражданам, включая инвалидов по слуху. В системе образования обязательно использование сурдоперевода для учащихся, пользующихся жестовым языком.

В России каждому инвалиду по слуху, использующему жестовый язык, законом гарантировано 40 часов сурдоперевода за счет бюджетных средств. АРО ВОГ выпустило букварь жестового языка - уникальное издание, экземпляр которого теперь будет находиться и в техникуме строительства и городского хозяйства Архангельска.

Ещё один важный урок по пониманию инвалидности с обучающимися техникума провела председатель общественной организации родителей "Благодея", Надежда СЛЕПЦОВА. В ходе занятий молодые люди учились понимать и принимать разнообразие людей, наличие у них особых потребностей.

Кроме того, руководителем ресурсного центра инклюзивного образования САФУ Яной КЭРЭУШ проведена встреча за круглым столом с педагогами техникума. Специалисты разных учреждений системы образования и педагоги обсудили вопросы создания специальных условий получения профессионального образования. Приветствовала участников круглого стола директор техникума Ольга ЖУРАВЛЁВА.

Участники встречи обсудили ряд насущных проблем, которые требуют решения. Одна из них - разработка специальных мер поддержки в сфере образования. Это функция психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Однако, согласно действующему положению о ПМПК, комиссия дает заключение о необходимости специальных условий получения образования лишь несовершеннолетним (и только до момента получения среднего образования). В сфере профессионального образования и обучения функции ПМПК пока ограничены. Однако, уже в скором времени, ожидаются изменения, согласно которым ПМПК будут составлять такие заключения до достижения обучающимися 23 лет. Тогда они будут обязательными в сфере профессионального образования. О предстоящих изменения и роли ПМПК в создании специальных условий получения образования, в том числе профессионального, рассказала председатель территориальной ПМПК Архангельска Ирина ЛЯПИНА.

Другой вопрос - преемственность между образовательными организациями среднего образования и профессионального обучения. О том, как осуществляется профориентационная работа в средней школе №31 г. Архангельска, и как выбирают свою будущую профессию выпускники коррекционной школы, рассказала учитель трудового обучения школы 31 Татьяна ПЕТРОВА.

Участники круглого стола отметили, что необходима преемственность учебных программ трудового обучения. Нужно развивать регулярное взаимодействие между школами и организация профессионального образования.

Еще один вопрос, который волнует педагогов техникума - составление адаптированных программ для профессионального обучения ребят с особыми образовательными потребностями. Педагогам необходима методическая поддержка при разработке такой программы (индивидуально для обучающегося с учетом его особых потребностей).

Такую поддержку сегодня оказывают разные учреждения в системе образования. Среди них - Архангельский областной институт открытого образования и ресурсные учебно-методические центры. О нормативно-правовой базе для разработки адаптированных программ среднего профессионального образования рассказала преподаватель кафедры коррекционной педагогики Института открытого образования Марина ХАЙДАРОВА.

Подводя итоги дискуссии, участники отметили, что в системе профобразования пока сохраняются проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями власти и специалистов. Одна из таких проблем - недостаток нормативной и методической базы по разработке адаптированных программ профессионального обучения.

Как подчеркнули участники дискуссии, необходимо усиливать преемственность в профориентационной работе и трудовом обучении между школами и организациями профессионального образования. Кроме того, нужно постоянное взаимодействие между организациями профобразования, учебно-методическими ресурсными центрами, а также психолого-медико-педагогическими комиссиями.

 

#стопдискриминация #stopdiscrimination

 

Контакты: 

 

Мякшин Николай Александрович, председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области

Шинкарёва Елена Юрьевна, директор правового центра Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области 

Тел.: +7(8182)27-12-80, +7(8182)292-290.

Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области http://sousnko.ru













Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход