Версия для слабовидящих
Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области
21 июля 2021, 12:54

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТА СОЮЗА И НКО-ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (ИЮЛЬ 2021)

Информационное сообщение может ускользнуть от внимания читателей и СМИ, если оно не имеет заголовка, или если имеет скучный, заурядный заголовок.

Умению выделить из своего текста главное и сконцентрировать его в одной короткой фразе, или словосочетании или даже в одном слове - этому нас учили ещё в школе. Прежде всего надо понимать свой собственный текст, уметь выделять в нём основную тематическую мысль.

Между заголовком делового документа и заголовком новостного сообщения есть разница, которая в последнем случае нередко проявляется в игре слов и эмоциональной окраске. Эта разница зависит от целей публикуемой информации.

Например, в «Правилах делопроизводства» реквизит «заголовок к тексту» чаще принято называть «наименование документа». Однако для пресс-релиза, даже если НКО рассылает текст официального документа, использование канцеляризмов в заголовках недопустимо.

Задача делового документа заключается в том, чтобы максимально точно проинформировать, читательскую аудиторию, и не имеет значения привлекательность заголовка. Он может содержать в себе повторы и длинноты, но это нормально для делового документа.

Нередко мы видим подобные заголовки в пресс-релизах рассылаемых органами власти, но это абсолютно не годится для СМИ. НКО должны уметь правильно озаглавливать свои пресс-релизы, если хотят, чтобы их использовали СМИ в своих новостных лентах.

Как сделать заголовок пресс-релиза привлекательным для читательской аудитории и СМИ? Существует несколько способов привлечения внимания к заголовку. Например, заголовок может быть сформулирован в виде интересного, неожиданного вопроса. Таким образом, у читателя непроизвольно возникает желание узнать ответ, и он начинает читать текст.

Задача новостного сообщения расширяется за счет того, что его автору нужно, во-первых, привлечь внимание читателей к своей информации, во-вторых, заинтересовать их темой. На профессиональном сленге это называется «зацепить». Можно использовать для этого модные иностранные термины, но смысл будет тот же – читатель должен «попасть на крючок своего любопытства».

Читатель так устроен, что испытывает дискомфорт, если видит яркий, эмоциональный вопрос, рядом с которым нет ответа. Сознание человека не любит информационных пробелов. Но мало задать вопрос-заголовок. Надо чтобы он не просто запомнился читателю, но и потянул его за собой вглубь текста. Это очень похоже на рыбалку, когда рыба хватает приманку с крючком, привязанным к леске. А теперь ответьте на вопрос: случайно ли знак вопроса выглядит как рыболовный крючок?

Но, разумеется, далеко не все хорошие заголовки содержат знак вопроса. Цеплять может неожданная игра и подмена слов, в любых известных словосочетаниях, в привычных выражениях. Цеплять может оксюморон, а также удачная цитата, фраза из известного литературного произведения, фильма, лучше юмористического. Вообще, юмор, остроумие, «приколы» очень хорошо «цепляют» внимание читателей. Люди любят читать лёгкие тексты, а остроумный заголовок настраивает их на облегченное, эмоциональное чтение.

Однако привлекать внимание читателей могут и отрицательные эмоции. Сознание человека озабочено безопасностью, оно в первую очередь обращает внимание на информацию, в которой содержатся сведения об опасных ситуациях. Отсюда большой интерес читателей к сообщениям о мошенничествах, ограблениях, убийствах и прочих преступлениях. Прочитав такую информацию, сознание стремится не допустить попадания в аналогичные ситуации. Это свойство часто используют как приманку для аудитории рекламщики и представители «жёлтой прессы».

Как не совершить ошибку, не упустить свою выгоду – это тоже удачный контекст для заголовка. Используя такие заголовки-предостережения можно быть уверенным, что большинство читателей не поленятся их прочитать.

Важный вопрос – когда, на каком этапе подготовки к статье или написания текста нужно придумывать заголовок? Нередко начинающие авторы пресс-релизов совершают одну серьёзную ошибку – сначала придумывают заголовок, а потом пишут текст. Как правило, ничего хорошего из этого не выходит.

Здесь происходит подмена понятий темы и заголовка. Тема предшествует и сопутствует написанию текста, а заголовок – это элемент оформления материала и он придумывается в конце. Таким образом, заголовок, за редким исключением, надо придумывать не перед написанием текста, а в самый последний момент, когда ваш пресс-релиз уже готов к отправке.

Заголовок – это выжимка из вашего текста. Сначала вы составляете черновой текст, затем разбиваете его на смысловые отрезки, убираете из него повторы, и всё лишнее, ставите подзаголовки (если текст большой подзаголовки в тексте нужны обязательно).

Вы формируете вводный абзац к тексту, в котором концентрируете в сжатой форме все, о чем уже более развернуто сообщаете читателям в пресс-релизе. И только затем, глядя на подзаголовки, на вводку, придумываете заголовок.

Одним из главных правил новостного заголовка является его краткость и использование активных глаголов. Только в редких случаях можно составлять заголовок без активного глагола. Дело в том, что активный глагол создает ощущение действия, движения, и это привлекает внимание читателя.

Таковы некоторые из множества правил озаглавливания пресс-релизов. Попробуйте применить их в своей практике.

Подписка на рассылку новостей
Конкурс социальных роликов «Люди рядом»
Конкурс журналистов 2023
Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход