Версия для слабовидящих
Архангельская межрайонная организация Всероссийского общества инвалидов
22 апреля 2009, 12:26

Создание условий для трудоустройства инвалидов

Реабилитация инвалида состоит из трех основных частей - медицинской, социальной и профессиональной. Если медицинской и социальной реабилитацией инвалидов в нашей области занимаются органы власти, то профессиональной реабилитацией практически никто.

В систему входят государственные органы медико-социальной экспертизы, служба занятости населения, федеральная инспекция по труду, региональная власть, работодатели. Она (реабилитация) направлена на устранение или компенсацию ограничений здоровья человека в целях достижения инвалидом возможности работать, материальной независимости и интеграции в общество.

Так почему инвалиды не работают? Ответ очень простой – им не дают работу.  А почему инвалидам не дают работу? Ответ так же прост. Инвалид это человек с ограниченными возможностями. Создашь ему специальное рабочее место, будешь содержать это рабочее место, платить инвалиду заработную плату, а прибыли ноль. Потратишься, а отдачи нет. Кому это надо. Вот если бы государство взяло на себя эти расходы (так считают «некоторые»), тогда было бы всё нормально. Но забыли эти «некоторые», что так уже было. Восемь лет назад работодатели платили сбор в государственный Фонд занятости населения. Ежемесячный размер сбора составлял 1 % от фонда оплаты труда предприятия. На деньги этого Фонда можно было создавать рабочие места. Но ведь не создавали! Сегодня при численности работающих на предприятии 100 человек и средней зарплате 15 тысяч рублей ежемесячный сбор составлял бы 15 тысяч, а за год уже 180 тысяч рублей.  Но вот уже 8 лет предприятия не платят этот сбор государству (сумма 1 млн. 440 тыс. рублей за 8 лет). Так каких ещё денег хотят «некоторые» от государства?

Выше сказанное касалось предприятий бизнеса. Но ведь есть и бюджетные учреждения (с численностью работающих более 100 человек), которые, также обязаны давать работу инвалидам. Это школы, больницы, учреждения правоохранительных органов, прокуратура, суды и т.д. Такие учреждения делятся на 3 группы по источникам финансирования. Федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Но почему они не создают рабочие места и не трудоустраивают инвалидов. Ответ простой. Нет денег и штатов. Почему нет денег? Потому что при составлении сметы расходов и в штатное расписание на будущий год руководители учреждений не запрашивают  денег из бюджета на трудоустройство инвалидов. Почему не запрашивают? Потому что не знают сколько. Почему не знают сколько? Потому что не прописано в законе. Хотя прописать в закон можно и нужно. Существовала государственная практика по стоимости создания рабочего места – не более двенадцати среднемесячных заработных плат по региону на момент создания рабочего места.

         Существующее законодательство предусматривает еще один ежегодный региональный нормативно-правовой акт, касающийся трудоустройства инвалидов. Идея его состоит в следующем. Ежегодно губернатор своим постановлением определяет, какими предприятиям области и в каком количестве должны быть созданы в будущем году специальные рабочие места для инвалидов.  Специальными рабочие места  называются потому, что они создаются для конкретного инвалида по его профессии, физическим и другим возможностям, записанным в индивидуальной программе реабилитации. Всегда должно быть - рабочее место для инвалида, а не инвалид на рабочее место. Инвалидов, которые хотят работать можно подобрать в службе занятости населения. Идея отличная. Предприятий в области, обязанных по законодательству трудоустраивать инвалидов чуть больше 700 (около 8 000 человек). Инвалидов, ищущих работу через службу занятости, около 2000. Вроде 3-4 года и безработных инвалидов не должно быть в области. Но в том то и дело, что постановления принимаются 6 год подряд, а количество безработных инвалидов  не сокращается, т.е. не выполняются постановления главы администрации области.  

Существует ещё одна странность при трудоустройстве инвалидов. На предприятия, работающих на территории нашей области, но являющиеся структурными подразделениями юридических лиц, находящихся в Москве или других городах, оказывается, не распространяется региональный закон, т.е. установленная квота для приёма на работу инвалидов.  Так оформлены документы структурного подразделения и так решил районный суд г. Архангельска. А в этом структурном подразделении на территории Архангельской области работает 5000 человек. Так что, они и налоги платят в другую область? Странно! Руководитель другого филиала, работающего на территории области  считает, что квоту за них выполняют в Москве. Кто бы проверил все филиалы и подразделения, работающие на территории области.

Еще для трудоустройства инвалидов необходимо создать специальный (реабилитационный) рынок труда. Специальный рынок труда может быть создан из специальных рабочих мест для инвалидов на специализированных предприятиях на средства работодателей в каждом муниципальном образовании области. Эти предприятия необходимо зарегистрировать как предприятия инвалидов и дать им возможность участвовать в региональных конкурсах на выполнение социальных заказов областных и муниципальных учреждениях, а также производственных заказов предприятий области. Такой опыт создания специального рынка труда для инвалидов существует в зарубежных странах и успешно работает.

Значит для того, что бы работали инвалиды надо внести умные изменения в областной закон «О гарантиях занятости инвалидов», всеми выполнять этот закон, а главное искреннее желание работодателей и власти помочь инвалиду найти работу.

 

Заместитель председателя Архангельской

областной организации ВОИ                                                    В.С. Старков.

СПРАВКА.

Создали спец. рабочие места на дому инвалида:

- «Дорстроймеханизация».

У себя создали:

- Аэропорт «Архангельск»;

- «Роснефть».

В предприятиях инвалидов (АРЦ ПРИ, ООО «Перспектива»):

- «Архавтодор»;

- «Севералмаз»;

- «Северное речное пароходство»;

- «Северное морское пароходство»;

- Сбербанк

 

В среднем 100 правонарушений за год совершаются инвалидами только 1 и 2 группы, по 3-й учет не ведется.

 

Спецпредприятия: ООО «Перспектива», АРЦ ПРИ, ООО «Гефест», ООО «УПП ВОС»        

        

Законодательная база:

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 240-па/38 от 31.10.2008 г. «О квотах и минимальном количестве специальных рабочих мест для приёма на работу инвалидов на 2009 год.»

2. Областной закон № 74-16-ОЗ от 27.05.1998 г. «О гарантиях занятости инвалидов»

3. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Федеральный закон № 1032-1 «О занятости населения в Российской федерации» от 19.04. 1991 г.

5. Распоряжение ДСЗН Архангельской области № 150-р от 31.10.2008 г.

6. Административный кодекс РФ (ст. 5.42 п. 1)

7. Конституция РФ.