Версия для слабовидящих
Благодея

Уроки доброты

Первый шаг на пути к пониманию инвалидности

 

Про Уроки доброты я слышала давно. Мои друзья проводят их в школах Архангельска уже несколько лет. На занятиях с детьми обсуждается непростая тема – тема инвалидности.

 

         Я первый раз увидела общеобразовательную школу. Ведь училась я в Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. И хоть в центре мы проходили все те же самые предметы, но атмосфера там была другая. А в средней школе своя особая жизнь: длинные широкие коридоры, на которых в перемены кипит жизнь, классы с большим количеством учеников. Непривычно.

        Первыми, кого я встретила в школе № 9, были старшеклассники. Ребята помогли мне добраться до класса на втором этаже. И на уроке я непросто присутствовала, а вместе с Натальей Ларьковой и Георгием Шабакаевым вела его. Для меня было непривычно чувствовать себя в роли учителя. Ведь я первый раз выступала перед аудиторией и говорила с детьми на такую серьёзную тему.
       Мы провели занятия в четвертом и шестом классах. Урок доброты отличается от обычных школьных предметов уже тем, что дети сидели не за партами, а полукругом. Никаких сложных задач ребята не решали. Но, как и на любом другом уроке, мы спрашивали, а ученики отвечали. Наши вопросы были о людях с инвалидностью, об их возможностях. На уроке школьники впервые задумались над этой темой. Оно и понятно. Ведь некоторые дети до этого дня никогда даже не видели людей с инвалидностью. Таких ребят, конечно, оказалось меньшинство, но всё-таки они были. Вообще из ответов школьников мы для себя узнали много интересных вещей. Кто-то из ребят сказал, что людям с инвалидностью удобно ездить на автобусах!

      На уроке мы предложили детям сыграть в необычные игры. Эти упражнения имитировали бытовые ситуации из жизни людей с инвалидностью. В игре «Невидящий» участник на себе испытал, с какими трудностями ежедневно сталкивается незрячий человек. Для школьника оказалось непросто с повязкой на глазах пройти от двери класса до доски, найти мел, написать своё имя и вернуться на место, где сидел. Участнику помогал одноклассник, оберегая его от падений и столкновений с окружающими предметами. В другой игре ученику нужно было одной рукой надеть куртку, застегнуть на молнию и кнопки. Помощник также помогал своему товарищу справиться с заданием.            

      В конце урока мы рассказали детям, что такое пандус. Наталья даже нарисовала на доске два вида пандуса: правильный и неправильный, с большим углом наклона. Школьники сразу сообразили, по какому из них удобнее подняться человеку на коляске. Также мы поговорили с ребятами о выключателях с подсветкой и лифтах. Рассуждая об этих изобретениях человечества, дети пришли к выводу, что пользуются ими все люди без исключения. 
      Ребята активно работали на уроке. В начале занятия дети по-разному отреагировали на нас. А к концу урока все ребята стали активно участвовать в обсуждении темы инвалидности. Это их первый шаг на пути к пониманию инвалидности. На одном занятии работа с этими детьми не заканчивается. Ребят ждёт ещё четыре Урока доброты.
 
 
 

                   Такие же, как все

 

         Можно ли научить людей с пониманием относиться к людям с инвалидностью? Можно. Только подрастающему поколению не нужно по этому поводу читать никаких лекций и нравоучений. Ребятам достаточно увидеть людей с инвалидностью, пообщаться с ними. Школьникам такую возможность дали Уроки доброты, которые прошли этой весной в школах №№ 8,9 и 10. Проводили занятия молодые люди с инвалидностью. В том, что именно они вели Уроки доброты, нет ничего удивительного. Ведь дети, видя перед собой человека с инвалидностью, понимают: он такой же, как и все люди.

         Я провела занятия по пониманию инвалидности в школе № 9. В четвёртом и шестом классах ребята всегда очень тепло меня принимали. Было видно, что детям интересны наши встречи. Ведь на Уроках доброты мы с ребятами учили не математику. Наша группа, в которую входили я, Наталья Ларькова, Георгий Шабакаев и Владимир Смирнов рассказывала школьникам о людях с инвалидностью. На каждом нашем занятии были игры. С их помощью ребята сами делали вывод о том, что люди с инвалидностью могут учиться и работать, заниматься спортом и различными видами творчества. Школьники составили список профессий, которыми могут овладеть люди с разными видами инвалидности. У ребят получилось так много видов деятельности, что все они с трудом поместились на доске! А ещё четвероклассники и шестиклассники нарисовали школы, в которых могут вместе учиться дети без инвалидности и дети с инвалидностью.

         Проводить Уроки доброты нам помогали волонтёры. Они с большим воодушевлением работали. Многие волонтёры студенты Архангельского Педагогического колледжа. Как будущие педагоги молодые люди считают, что Уроки доброты нужно проводить. А сами волонтёры признались: из этих занятий они и для себя узнали много интересного.

         Благодаря Урокам доброты дети понимают, что все люди разные. На занятиях мы именно на это обращаем особое внимание. Инвалидность – это всего лишь одна из форм различий между людьми. Ребята осознали, что она не является поводом для изоляции человека от общества. Школьники поняли самое главное: с людьми с инвалидностью можно вместе учиться и работать, дружить.

В следующем учебном году Уроки доброты планируется продолжить уже в других школах города с новыми учениками. Хотелось бы, чтобы к нашей работе подключилось как можно больше молодых людей с инвалидностью.  Надеемся, что и волонтёры будут продолжать с нами сотрудничать. Только все вместе мы сможем убедить общество в том, что люди с инвалидностью такие же, как все!
 
 
Впечатления ведущего занятий по пониманию инвалидности Владимира Смирнова
 

Мне сказали, что от меня требуется помощь в проведении уроков доброты. В тот день должно было состояться 2 урока в школе № 9. Я шел туда с каким-то волнением, тревогой. А вдруг не получится, а вдруг не поймут меня, а вдруг еще случится что-нибудь ужасное!? Но уже после первого урока, занятия я понял, что не все так сложно и страшно, как казалось на первый взгляд! Самое главное не волноваться, вести себя как в обычной ситуации, а если что-то пойдет не так, обязательно поможет группа, или же тот человек, с которым ты работаешь в паре.

Сейчас я, наверно, все же жалею, что вел эти занятия не с самого начала! Но если уроки доброты будут продолжать и дальше, то я думаю, что хотел бы попробовать еще себя в роле ведущего.

                                           
 

                Отзывы учащихся МОУ СОШ № 9

 

Мне нравятся уроки доброты, узнаёшь много чего интересного, общаешься и рассуждаешь.  На уроках доброты рисуешь, разговариваешь. Особенно мне понравился урок, когда мы рисовали по группам школу, получилось очень интересно и красиво. Я очень хочу, чтобы уроки доброты были у всех и всегда. Ведь тогда я не знала, что есть разговаривающий светофор или компьютер со специальными кнопками. Я очень люблю уроки доброты!!!

                                        Светлана М., 4 класс  

 

Меня зовут Сусланова Лиза. Я учусь в средней школе № 9 в 4а классе. У нас было четыре урока доброты. Проводили их Наташа, Лена и Егор. Уроки были увлекательные, поучительные и весёлые. Нам рассказывали о людях с инвалидностью, как они преодолевали опасности и с помощью каких приспособлений. В начале урока мы перекидывали друг другу мяч и рассказывали о себе. В конце урока нам задавали интересное домашнее задание. Я хотела бы, чтобы в нашей школе учились дети с инвалидностью.

Мне понравились уроки доброты и ведущие Наташа, Лена и Егор, потому что они добрые и весёлые и учат этому нас.

 

Уроки доброты научили меня понимать людей с инвалидностью. Они такие же, как и мы, только передвигаются на колясках, у некоторых проблемы со слухом или со зрением. Но это не мешает нам общаться и дружить с ними. Они выбирают профессии такие же, как и мы. Многого добиваются в жизни. Надеюсь на дальнейшее общение с Леной и Наташей.

                                               Аня О., 6 класс

 

Раньше я думал, что людей с инвалидностью можно только жалеть, помогать им. А теперь вижу, что их надо уважать за силу характера, как Лену. Она умная и крутая!

                                               Вадим К., 6 класс

 

Уроки доброты оказались очень познавательными. Я узнал, что среди людей с инвалидностью много талантливых, сильных и мужественных. Я даже думаю, что с такими людьми иногда интереснее дружить, чем со здоровыми.

                                                                                                                                                                                                                                          Дима К., 6 класс

 

Уроки доброты вызвали у меня чувство гордости за людей с инвалидностью. Несмотря на проблемы со здоровьем, они добиваются многого в жизни и становятся спортсменами, программистами и даже презентами, как американский презент Франклин Рузвельт.

                                                                                                                                                                                                                                           Гена Ч., 6 класс  

 
 
 

         Отзыв о проведённых Уроках доброты в МДОУ ЦРР – детский сад № 96  

 

 В июне 2010 года сотрудники Архангельской городской общественной организации родители детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Благодея» Потупина Светлана Николаевна, Ларькова Наталья Владимировна, Беляева Екатерина провели в МДОУ ЦРР – детский сад № 96 цикл занятий «Уроки доброты» для детей подготовительной к школе группы.

Следует отметить высокий и неподдельный интерес детей к этим занятиям. Воспитанники ДОУ готовились заранее к каждому занятию, выполняли домашние задания. Во время проведения «уроков» в зале создавалась дружественная, тёплая, семейная атмосфера. Светлана Николаевна и Наталья Владимировна с первого занятия установили прочный контакт с детьми, общение было построено по принципу доброжелательности и открытости.
На занятиях дети не только получали столь необходимые им социально-нравственные знания, но и заряжались положительными эмоциями на весь день. Они с нетерпением ждали каждую встречу и активно выполняли все предложенные задания.

В связи с большой социально-нравственной значимостью данных занятий МДОУ ЦРР – детский сад № 96 видит необходимость заключить договор с общественной организацией «Благодея» о проведении «Уроков доброты» для всех старших и подготовительных к школе групп ДОУ в 2010-2011 учебном году.

 

С уважением зам. зав. по УВР МДОУ ЦРР – детский сад № 96

А.А. Микерова.
 
 
 

                     Люди с инвалидностью не инопланетяне

 

Счастье – это когда тебя понимают. Эта расхожая фраза наполнена для людей с инвалидностью особым смыслом. А как научить общество с пониманием относиться к особым людям? Начинать надо с подрастающего поколения. Детям формировать правильное отношение к людям с инвалидностью помогают уроки доброты – цикл из 5 занятий, на которых дети узнают для себя много нового. С прошлой весны необычный предмет появился в школе № 9. В новом учебном году нашу команду – Алексей Клапышев, Егор Шабакаев и Елена Пузанова снова пригласили рассказать уже другим ребятам о жизни людей с инвалидностью. Первыми, кого я встретила в школьном коридоре, были мои бывшие ученики – четвероклассники, а сейчас уже пятиклассники. Ребята подошли поздороваться со мной. Было очень приятно, что они помнят меня, а, значит, и уроки доброты!

На уроке мы задавали ребятам много вопросов о людях с инвалидностью, о каждодневных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Подрастающее поколение активно делилось своими мыслями. В процессе беседы стало понятно: школьники по-разному относятся к людям с инвалидностью. Конечно, у кого-то из детей вырвалось слово «жалость». Егор тогда объяснил ребятам: когда человека жалеют, он перестаёт работать над собой. Эти правильные слова относятся ко всем без исключения.

Поговорили мы с ребятами и о таких приспособлениях, как пандусы, лифты, выключатели с подсветкой. Все они необходимы для людей с инвалидностью. Но в то же время школьники для себя сделали вывод, что эти изобретения очень удобны для каждого человека.

Мне показалось, дети поняли: люди с инвалидностью не инопланетяне. Это самое главное, что должны были усвоить школьники с нашего первого занятия. А впереди у ребят ещё 4 урока доброты, на которых они узнают много полезного и интересного.

Подписка на рассылку новостей
Конкурс социальных роликов «Люди рядом»
Конкурс журналистов 2023
Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход