Версия для слабовидящих
Благодея
23 октября 2015, 21:28

Итоги проекта "Школа самостоятельности для детей с инвалидностью на Севере"

В сентябре-октябре 2015 года на базе Региональной общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея» при участии САФУ имени М.В. Ломоносова был успешно реализован социально-образовательный проект «Школа самостоятельности для детей с инвалидностью на Севере», поддержанный грантом мэрии города Архангельска по итогам конкурса в рамках реализации муниципальной программы «Молодёжь Архангельска (2013-2015 гг)».

Всего было проведено  несколько мероприятий. На первом – интерактивной лекции -  ребята описали себя («Какой Я?»), определили уровень своей самооценки (по методике Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан), вместе дали чёткое понятие самостоятельности. Так же все подростки приняли участие в упражнении «Четыре угла». Ребята разделились на группы, каждый занял свою позицию – одни посчитали, что самостоятельность формируется «сама собой», другие – что её развитие полностью зависит от родителей, третьи убеждали, что становление данного качества происходит благодаря действиям воспитателей и учителей. Ещё одна группа выразила собственное мнение: самостоятельность формирует сам человек, - ребята оперировали понятиями самоконтроля, саморазвития, самовоспитания. Каждая группа подготовила  такие убедительные аргументы,  что некоторые решили поменять своё мнение!

На  другом занятии мы подробно поговорили о проблемах формирования самостоятельности у детей с ограниченными возможностями и инвалидностью. «Может ли человек с особыми потребностями стать самостоятельным?» - задавался подросткам вопрос. Ответ, несмотря на три возможных варианта оценки («да, нет, может быть»), единогласен: «Да!». Но для этого нужны конкретные шаги, поэтому старшеклассники построили «Деревья решений», где обозначили конкретные пути развития самостоятельности ребёнка-инвалида.

Третьим, основополагающим мероприятием проекта выступила детско-родительская  конференция (с элементами дискуссии), где участники доказали, что даже с тяжёлой формой нарушения жизнедеятельности человек может быть самостоятельным!

Родители поделились опытом воспитания у детей данного качества: нужно давать им посильные поручения; с детства приучать к работе по дому, выполнению домашних обязанностей; предоставить большую самостоятельность в учёбе; давать больше свободы; оставлять для ребёнка личное пространство. Круг этих путей дополнили и подростки – они отметили важность терпения родителей, когда у детей что-то не получается; необходимость оставлять круг вопросов, которые решает только ребёнок; важность недопущения «навязывания» родителями своего мнения. И, несомненно, обязательно нужно верить в ребёнка, ведь потенциал особенных детей огромен!

А в чём причина того, что часто дети с инвалидностью, взрослея, остаются несамостоятельными? Весомые аргументы подготовили в процессе обсуждения две группы – родителей с детьми и детей. Главной причиной этого, по мнению обеих групп, является чрезмерная опека ребёнка (гиперопека), что объясняется родителями чувством страха, неуверенностью в силах ребёнка, необходимостью постоянного контроля состояния его здоровья. Так же подростки отметили и недостаточность общения, трудности в самовыражении, которые не позволяют особому ребёнку создать собственное представление о мире и окружающих людях. Родители сказали, что порой мешают и стереотипы: инвалид зачастую рассматривается как зависимый, нуждающийся в помощи, а не самостоятельная личность.

В завершении дискуссии участники проекта за чашкой чая со сладостями, в доброжелательной, уютной и тёплой атмосфере, ещё раз обсудили многие проблемные моменты и шаги в развитии самостоятельности.

Все занятия проведены с применением интерактивных технологий – основанных на взаимодействии, что позволило старшеклассникам сформировать собственный взгляд на проблему, аргументировать и отстаивать позицию, оценить свои сильные и слабые стороны. Все сформулированные идеи, приведённые аргументы схематично фиксировались участниками. Каждое занятие включало в себя рефлексию, то есть осознание и описание возникших чувств, эмоций, впечатлений.

За проведением мероприятий наблюдали студенты САФУ имени М.В. Ломоносова - студентки Института комплексной безопасности и магистрант Института педагогики и психологии Гадир Хасан, выступивший также в роли эксперта и консультанта.

Подростки с ограниченными возможностями, принимавшие участие в проекте, доброжелательные, любознательные, активные, позитивные, общительные! Очень радует, что они не воспринимают инвалидность как препятствие для полноценной жизнедеятельности. Мнение старшеклассников можно описать фразой участницы проекта – «Проблемы со здоровьем были у всех нас при рождении или возникли в детстве, мы настолько привыкли и к ним, и к преодолению различных трудностей, что даже не представляем, как бы жили без этого!».

Перед началом проекта мы ставили целью содействие развитию самостоятельности детей с особыми потребностями и успешно достигли её, выполнив все поставленные задачи – проект «Школа самостоятельности для детей с инвалидностью на Севере» был успешно реализован. Подростки отмечают, что тема самостоятельности привлекла их внимание, они расширили своё представление о ней; многие отмечают появление стремления к постановке чётких целей в жизни; желания саморазвиваться, пробовать что-то новое. Родители, участвующие в дискуссии, отметили важность темы самостоятельности особых детей, при этом многие говорят о желании проанализировать собственные действия и воспитательные принципы в отношении своего ребёнка. Всем участникам понравилась сама форма проведения занятий, позволяющая им активно обмениваться мнениями, обсуждать поставленные проблемы.

По итогам проекта нами подготовлены рекомендации для педагогов и родителей в виде брошюры «Особый самостоятельный ребёнок», издание которых ожидается в ближайшее время. Брошюры будут предоставлены родителям – участникам проекта, а также книги будут направлены в социальные учреждения города.

Надеемся, что работа в направлении развития самостоятельности и подготовки детей с инвалидностью к взрослой жизни будет продолжена, а наш опыт заинтересует многие организации и учреждения.

Искренне благодарю всех участников проекта – старшеклассников и их родителей, студентов САФУ за активную, творческую работу; за умение эффективно работать в команде, убедительно отстаивая и аргументируя свою точку зрения; и, конечно, за готовность принимать мнение другого человека.

Хочется выразить благодарность председателю РООРДИ «Благодея» Надежде Геннадьевне Слепцовой за организацию мероприятий проекта; доценту кафедры социальной работы и социальной безопасности, к.п.н. Евгении Владимировне Рыбак за подготовку проекта, проведение занятий и составление рекомендаций; учителю истории  МОУ СШ № 8 Ольге Геннадьевне Новосёловой за весомую помощь в проведении занятий.

 

Лия Мелкая,
студентка 5 курса ИКБ САФУ имени М.В. Ломоносова.

Подписка на рассылку новостей
Конкурс социальных роликов «Люди рядом»
Конкурс журналистов 2023
Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход