Сотрудники НКО инвалидов из Архангельска прошли стажировку в Германии
Сотрудники трех некоммерческих организаций из Архангельска - Региональной общественной организации инвалидов "Надежда", АРО Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», Региональной общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея» - прошли шестидневную стажировку в Германии по теме развития инклюзии, гражданского общества и демократических процессов в сфере образования, занятости и самопомощи. Об этом сообщила председатель РООРДИ «Благодея» Надежда Слепцова.
Стажировка была организована в рамках российско-германского проекта «Участие и самопомощь – ИНКЛЮЗИЯ II – укрепление», реализуемого в городах-побратимах России и Германии: Архангельск – Эмден, Калуга - Зуль, Ступино - Тельгте, Самара – Штутгардт
С 9 ноября по 15 ноября сотрудники НКО посетили различные учреждения в городах Оснабрюк, Эмден и Норден (Северо-западная Германия), где соблюдается принцип инклюзии. В частности, при посещении в детского сада «Старая башня», участники стажировки узнали о том, как в Германии на практике реализуются права детей-инвалидов на инклюзивное качественное образование на начальных уровнях. Обучение детей дошкольного возраста в этом учреждении осуществляется на основе равенства возможностей, без дискриминации, с соблюдением принципа уважения прав человека. В каждой группе работают мужчины - педагоги, что особенно важно для детского воспитания. В каждой группе работают до 4-5 сотрудников одновременно, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Специальные педагоги посещают своих подопечных детей 1 раз в неделю, имеют медицинское образование и подтверждают его 1 раз в 2 года. Большое внимание в образовательном процессе уделяется родителям, которые также могут быть трудоустроены в данном образовательном учреждении. Активно действует Родительский Совет, и регулярно проводятся встречи в Родительском кафе.
В городе Оснабрюк российских стажёров принимала некоммерческая организация «Молодежные мастерские Оснабрюк зарегистрированный союз», созданная профессором университета прикладных наук Эмден-Леер, председателем Родительского Союза Вильфридом Хакманном
Педагогическая задача данных «Молодёжных мастерских» - мотивация трудной молодежи, их «социальная тренировка». Одинокие мамочки, дети которых находятся в детских яслях, обучаются в этих мастерских шитью и поварскому мастерству. Столярному ремеслу обучаются даже девушки. И все, что здесь производится, идет на благотворительные цели. Финансирует мастерские для молодежи социально-европейский фонд, биржа труда и муниципалитет. Для новичков здесь применяются различные педагогические методики, в том числе и арттерапия. У каждого обучающегося есть сопровождающий, который в дальнейшем помогает трудоустроиться на открытом рынке труда.
Стажёры также посетили промышленные предприятия, где работают люди с ментальными нарушениями и убедились, что они эффективно справляются с такими сложными видами деятельности как: сварка металлоконструкций, обработка металла, сборка, установка, монтаж, изготовление средств реабилитации, оказание услуг: упаковка продукции, обработка лесоматериалов, работы с электрическими приборами.
Участникам стажировки были представлены примеры реализации права инвалидов разного возраста на труд в государственном и частном секторе, наравне с другими, в условиях открытого рынка труда. С интересом стажеры изучали опыт расширения возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела, знакомились с защитой прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда, с обеспечением разумного приспособления рабочего места.
Все инвалиды наделены возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению.
В городе Эмден стажеров из Архангельска принимала Ассоциация Социального обеспечения работников, под руководством профессора отделения социальной работы и здоровья университета прикладных наук г. Эмден/Леер, доктора наук, Георга Рохолля. В мастерских для новичков применяются различные педагогические методики, в том числе и арттерапия. У каждого обучающегося есть сопровождающий, который в дальнейшем помогает и трудоустроиться на открытом рынке труда.
Стажеры посетили промышленные предприятия, где работают люди с ментальными нарушениями и эффективно справляются с такими видами деятельности как: сварка металлоконструкций, обработка металла, сборка, установка, монтаж, изготовление средств реабилитации, оказание услуг, упаковка продукции, обработка лесоматериалов, работы с электрическими приборами. Они также приняли участие в работе конференции организации OBW, имеющей полувековой опыт трудоустройства инвалидов.
Основные задачи этой организации: трудоустройство и профориентация, которая развивается по разным направлениям - огородничество, сельское хозяйство, домоводство, монтажные работы, упаковка, пошив изделий, вождение на погрузчиках, сварка металлоконструкций, обработка металла, прачечная, обработка кожи, флористика. Всего на предприятии работает 665 человек. Для людей с тяжелой формой инвалидности имеются 3 реабилитационных центра с постоянным проживанием. Инвалиды работают только в 1 смену. На 5 человек с инвалидностью приходится 1 сопровождающий. После трудовых будней люди с инвалидностью могут посещать спортивные залы.
Еще одной задачей является организация образовательных мероприятий, с использованием дифференцированных программ, адаптированных для учащихся с ментальными нарушениями. Организация также поддерживает детей с инвалидностью, обучающихся в обычных школах города.
Предприятие для практики молодёжи в старинном здании Пельцерхауз, которое также посетили архангельские стажеры, может гарантировать постоянную работу при отличной практике молодых людей с инвалидностью. Проходя практику в данном учреждении, молодые специалисты получают сертификат и зарплату. Почти все имеют индивидуальный план обучения, сопровождение педагогов, врачей и тьюторов. Возрастные рамки обучающихся до 45 лет.
Инклюзивное образование в Германии развивается во всех школах. Повсеместно применяются следующие основные принципы инклюзии:
-
Родитель имеет право выбора!
-
До 2018 года должны быть доступны ВСЕ школы!
-
До 8 человек с ОВЗ в классе.
-
Дополнительное время для занятий – специальный педагог.
-
Тьюторы в классе не только для особых детей, но и для всех!
-
Нехватка специалистов по сопровождению и педагогов.
-
Дифференцированная оплата труда педагога.
Контакт: Надежда Слепцова, председатель РООРДИ «Благодея»
ФОТОГРАФИИ
на фото: Сотрудники в детском саду «Старая башня». В каждой группе работают мужчины - педагоги. Всего взрослых работают в каждой группе до 4-5 человек одновременно.
на фото: Удобная детская раздевалка. В отличие от российских детсадов, вместо закрывающихся шкафчиков для детской одежды, здесь - общая ниша с вешалкам и открытые деревянные полочки для каждого ребенка. .
На фото: Прихожая в детском саду "Старая башня" - евростиль: никаких лишних вещей, светлые стены, стенд с красочными объявлениями и иллюстрациями, и обязательный элемент - деревянная экологичная мебель.
на фото: Дворик для прогулок в детском саду. Здесь используются не только игровые элементы (качели, песочница, игрушки), но и обучающие (школьная доска под открытым небом, на которой дети и педагоги рисуют и пишут мелом).
На фото: Открытые полки с рабочими инструментами в детском саду - отвертками, плоскогубцами, молотками, напильниками, лобзиками, щетками и прочими "недетскими предметами". Однако здесь инструменты не прячут от детей, а учат с ними правильно обращаться.
На фото: Деревянный игрушечный дом с деревянной мебелью, в котором живут деревянные куклы. Никакой пластмассы - все только из дерева и экологически чистых материалов.
На фото: Столярная мастерская некоммерческой организации из города Оснабрюк, под названием «Молодежные мастерские Оснабрюк зарегистрированный союз». Столярному мастерству здесь обучаются даже девушки, а все что здесь производится идет на благотворительные цели.
На фото: В мастерских рабочие места раскрашены в разные цвета и украшены арт-объектами. Для новичков здесь применяются различные педагогические методики, в том числе и арттерапия.
На фото: Светлые стены помещения мастерских оформлены изображениями больших бабочек, черепах и человеческих лиц, с целью арт-терапии и создания хорошего настроения.
на фото: Седовласый профессор университета прикладных наук Эмден-Леер по имени ХАКМАНН Вильфрид, улыбается архангельским коллегам из приоткрытой двери красного автомобиля
На фото: В просторной столовой для инвалидов стоит накрытый белоснежной скатертью длинный обеденный стол со столовыми приборами и красными салфетками. Уровень столового сервиса здесь приближен к ресторанному.
На фото: улица в городе Эмден, где участников поездки из Архангельска принимала Ассоциация Социального обеспечения работников