Участие в Первом международном инклюзивном творчестве
На прошлой неделе 7-8 октября в городе Санкт Петербурге состоялся Первый международный инклюзивный творческий форум «Музыка без барьеров». Он объединил представителей общественных организаций, благотворительных фондов, молодёжь с ограниченными возможностями здоровья, педагогов музыкальных школ, занимающихся образованием взрослых и детей с инвалидностью из России, Финляндии, Швеции, Польши, Латвии. Данный форум организовала Санкт-Петербургская общественная организация «Женский альянс» в рамках одноименного проекта, поддержанного Фондом президентских грантов и Советом Министров Северных Стран. Архангельск представила общественная организация родителей детей с инвалидностью «Благодея».
Открывая первый день Международного форума, председатель «Женского альянса» и ректор Санкт-Петербургского социально-экономического института, который является партнёром проекта «Музыка без барьеров», Елена Калинина подчеркнула, что главная задача форума - предоставление возможности встречи преподавателей, обучающих музыке детей и молодежь с инвалидностью, обмен опытом и методиками обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
- На форуме мы собрали вместе талантливых педагогов, тех кто работает с людьми, имеющими инвалидность, каждый из которых обладает уникальным опытом. Наша задача - провести обмен опытом, и, мне кажется, мы ее осуществим. Наш Форум мы называли первым, что предполагает, что в последующие годы будут организованы такие же инклюзивные творческие формы, - отмечает Елена Калинина.
В первый день форума участники в Международной Академии музыки Елены Образцовой смогли познакомиться с опытом обучения музыке людей с инвалидностью зарубежных коллег и отечественных педагогов на открытых уроках, семинарах, мастер-классах. Несмотря на закрытые границы между странами, иностранные педагоги подготовили мастер-классы и презентации своего опыта в видеоформате. И благодаря современным средствам коммуникации они ответили на вопросы аудитории после просмотра представленного опыта.
Особенно запомнился мастер-класс директора музыкального центра Resonaarri Маркку Кайкконена (г. Хельсинки, Финляндия). Он рассказал, какие особенности существуют при обучении людей с инвалидностью. В видео фрагменте Кайкконен показал, что молодежь даже с тяжелыми нарушениями здоровья обучается музыке по индивидуальному плану, составленному для каждого ученика.
- Обучая людей с инвалидностью музыке, - говорит Маркку Кайкконен, - вы должны быть лучшим преподавателем, заинтересованным в новых методах педагогики, вносить изменения в программу обучения, сотрудничать с вашими коллегами. Мне кажется, что мы должны открывать двери музыкальных школ для всех, кто хочет там учиться. Как преподаватели мы должны верить в потенциал обучения каждого человека и уважать каждого музыканта даже если в некоторых случаях образование будет идти по-иному пути или занимать больше времени.
Педагоги школы Resonaarri для учеников, не знающих традиционной нотной грамоты в силу интеллектуальных особенностей, обозначают ноты специальными символами, чтобы упростить процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Преподаватели составляют музыкальные номера даже с теми учащимися, которые играют только двумя-тремя пальцами одной руки, подбирая аранжировки таким образом, чтобы музыкальные произведения звучали идеально. Всех слушателей мастер-класса впечатлило выступление Маркку Кайкконена и вдохновило российских педагогов на применение специальных методик в работе с детьми, имеющими инвалидность.
Отечественный опыт музыкального образования представили педагоги из Северо-Западного региона: Петрозаводска, Мурманска, Пскова, Великого Новгорода и Архангельска. Супервизор и член Архангельской общественной организации «Гильдии специалистов помогающих профессий» Полежаев Сергей представил мастер-класс о профилактике профессионального выгорания специалистов, что так востребовано и актуально в системе образования. О ресурсах музыкальной педагогики в работе с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья представили свой опыт Рыбак Евгения, преподаватель Института развития образования города Севастополя, ранее преподававшая музыку особенным детям в Архангельске, и Надежда Слепцова, учитель-логопед МБДОУ № 96, председатель РООРДИ «Благодея».
Второй день Форума проходил в концертном зале «Колизей» с участием особенных музыкантов молодого возраста и звезд Петербургской сцены. Музыканты иностранных партнеров также представили онлайн музыкальные номера. Участники концертной программы исполняли песни, играли на музыкальных инструментах и танцевали. В концерте принимали участие и студенты САФУ. Андрей Лешуков, незрячий студент, исполнил на баяне попурри на известные произведения. Еще одно выступление подготовила Галина Котович, слабовидящая студентка, с исполнением песни Аллы Пугачёвой «Сто часов счастья».
- Участвуя в этом форуме, - рассказывает Андрей Лешуков, - я хотел познакомиться с новыми людьми, попрактиковать иностранный язык. На одном из мастер-классов я посмотрел, как необходимо работать в качестве переводчика. Считаю, что я могу практиковать знания, полученные из практического опыта. Думаю, что в дальнейшем мне можно принимать участие в таких форумах как музыканту.
- Я получила очень хорошую концертную практику, познакомилась с новыми методиками обучения, которые очень важно применять в образовании детей мне как педагогу. Очень интересным мне показалось пособие для преподавателей «Инклюзивное творчество» Маркку Кайкконена. Меня впечатлили методики работы Маркку со своими учениками, приводящие к огромному художественному результату. Я и дальше планирую участвовать в таких форумах, потому что они помогают развиваться и мне самой и другим людям, - делится своими впечатлениями Галина Котович, студентка САФУ и музыкальный педагог Шенкурской детской школы искусств №18.
Там же была представлена международная выставка творческих работ и видео обзор с сюжетами об интересном опыте и проектах, реализованных для людей с проблемами здоровья.
Интересные работы представили воспитанники и выпускники Реабилитационного центра для детей со множественными нарушениями здоровья, малыши из раннего вмешательства и дети с тяжелым нарушением речи из дошкольного образовательного учреждения №96 «Сосенка».
Опыт проведения Первого международного Форума показал, что объединение педагогов из разных городов и стран содействует развитию творческого инклюзивного образования в мире.
Иван Слепцов, студент 4 курса САФУ по направлению «журналистика»