Версия для слабовидящих
Благодея
15 апреля 2019, 17:46

Завершилась Неделя инклюзивного образования в Архангельске

В Архангельске завершилась Неделя инклюзивного образования, в ходе которой в дошкольных и школьных образовательных учреждениях прошли семинары с педагогами, организованные по инициативе Ingka Centres в России и Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва).

В рамках социального проекта «Продвижение прав людей с инвалидностью на полноценную и насыщенную жизнь в инклюзивном обществе», педагогам Архангельска были представлены и раскрыты важные составляющие инклюзии. Участники семинаров узнали о существующих «барьерах» и правилах инклюзивной школы, а также о других аспектах инклюзивного образования.

В Архангельске исполнителями проекта является Региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью "Благодея" и Северный (Арктический) федеральный университет, при поддержке Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области.

В ходе обучения, директор Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ, Яна КЭРЭУШ рассказала архангельским педагогам о действующем в России законодательстве, касающемся инклюзивнго образования, и указала соответствующие ссылки на Интернет-ресурсы.

«Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям, - пояснила участникам семинаров Яна Владимировна. - Инклюзия учитывает потребности, так же, как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха».

О практике инклюзии через игру «Существующие барьеры и создание условий для их преодоления» педагогам школ рассказала председатель общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея», Надежда СЛЕПЦОВА.

Она предложила участникам семинаров, в перспективе, принять участие в мастер-классах по профилактике «профессионального выгорания», с использованием «метода супервизии»:

«Супервизия направлена на развитие профессионализма специалиста, позитивное подкрепление его ресурсов, способствующее развитию таких личностно-профессиональных качеств, как эмпатия, спонтанность, активность, что особенно важно при становлении инклюзивного образования, - пояснила Надежда Геннадьевна. - Использование интегративной модели супервизии будет способствовать снижению профессионального выгорания у педагогов и других специалистов, работающих с клиентами, а именно снятию производственного напряжения, повышению удовлетворенности работой и оценки ее значимости, увеличению самооценки качества работы, установлению баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом».

Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у современных школьников толерантности и посильного участия в жизни и судьбе тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим. Инклюзия обусловлена необходимостью решения ряда задач. Среди них: гуманизация российского образования, развитие толерантности в обществе, реализация права детей, подростков и молодежи с особенностями развития на образование, повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с особенностями развития.

Сотрудник общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея» Светлана ПОТУПИНА, поделилась с участниками семинаров опытом работы с детьми при помощи «лэпбуков» для педагогов дошкольного образовательного учреждения:

По её словам, «Успех в накоплении опыта об окружающем мире во многом зависит от возможности наблюдать и активно действовать. Многие дети с тяжёлыми и множественными нарушениями лишены такого активного опыта, в силу нарушений зрения, другие – из-за значительных ограничений в двигательной сфере.

Поэтому для детей с тяжелыми и множественными нарушениями деятельность, организованная взрослыми по методу «рука в руке», остаётся на многие годы ведущей и единственной возможностью осваивать алгоритмы поведения. Благодаря этому, дети учатся классифицировать и анализировать предметы, формировать новые понятия.

Существующие наглядные и дидактические пособия в большинстве случаев сложны по восприятию для детей. Мы решили разработать собственные игровые тактильные пособия, которые станут помощниками по формированию полисенсорной системы восприятия ребёнком окружающего мира. Сделанные своими руками с любовью, они хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С помощью тактильных книг можно играть и учить ребенка одновременно».

Цикл Уроков доброты прослушали 25 дошкольников из Детского сада комбинированного вида № 96 «Сосенка» и 150 школьников из образовательных учреждений № 1, 2, 4 города Архангельск.

На этих занятиях ведущие объясняли, какие виды инвалидности существуют, проводили тематические кинопоказы и игровые упражнения по пониманию инвалидности. Уроки проводили студенты Северного (Арктического) федерального университета при сопровождении сотрудников Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ.

Ребята очень внимательно слушали, активно участвовали в обсуждениях и делали очень правильные выводы. Уроки проходили в атмосфере доброты и теплоты для каждого из ребят.

 

Ведущая Уроков доброты Ярослава ЗИНЧЕНКО, поделилась на своей странице в социальных сетях впечатлениями от встречи с детьми:

«Свой первый урок я провела для воспитанников детского сада «Сосенка». Мой урок назывался «Все мы равные, но все мы разные». Цель урока заключалась в том, чтобы объяснить детям, кто такие люди с инвалидностью и с какими трудностями мы сталкиваемся каждый день.

Очень важно было объяснить детям все эти непростые вещи простым, доступным для них языком. Необходимо, чтобы у ребят не возникало чувство страха при встрече с инвалидами, а наоборот, появлялось желание помочь им, или даже просто пообщаться и подружиться с ними. Несмотря на все мои опасения, по поводу того, что у меня ничего не получится, все получилось!

Дорогие друзья, вы не представляете, как я счастлива от участия в этом проекте, от того, что могу приносить обществу пользу! Эту возможность подарили мне ВСЕ ВЫ, Ваши добрые Сердца и я говорю вам за это СПАСИБО от всего сердца!

Пусть пока что я не могу участвовать в этом проекте в полном объеме  (потому что самостоятельно ездить в другой город мне очень трудно, да и здоровье «вставляет мне палки в колеса»), но для меня один урок – это настоящая победа. А со всеми остальными трудностями мы с вами справимся, ведь вместе мы можем всё!

P.S. Я показала ребятам в конце нашего урока короткий мультфильм, и мне кажется, что его должен посмотреть каждый ребенок и взрослый, чтобы понять, что инвалидность – это совсем не страшно!». (Оригинал текста см : https://vk.com/club167456166)

 

Полина ФАДЕЕВА, студентка 2 курса САФУ:  «В рамках Недели инклюзивного образования мне посчастливилось провести серию уроков по пониманию инвалидности. И ни один мой урок не был похож на предыдущий.

Каждый раз ребята предлагали совершенно новую, индивидуальную точку зрения на поставленный перед ними вопрос. По этой причине иногда я испытывала определенный страх, так как заранее нельзя предугадать реакцию детей на само понятие инвалидности. Я беспокоилась: не пробудит ли такая тема в них раздражение, дискомфорт, или даже агрессию?

Однако, в целом, моя работа проходила плодотворно и приятно. Ребята заметно оживлялись в процессе урока и с интересом приобретали новые знания. А я была рада поделиться с ними частью своего мира».

 

#стопдискриминация #stopdiscrimination

 

 Контакты:

Надежда СЛЕПЦОВА, председатель общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея»:  blagodeya@mail.ru, +7-921-675-0772

 

















Мы ВКонтакте
Работа в России
Служебный вход