Версия для слабовидящих
Архангельское региональное отделение Всероссийское общество глухих

Информационно-аналитический портал НордМедиа.Инфо: Дети с инвалидностью не хотят поблажек. Они хотят равных прав

Сегодня началась Всероссийская неделя инклюзивного образования. Ее основная цель – обратить внимание общества, власти на то, как рядом с ними живут люди с ограниченными возможностями.

Государство готово тратить деньги. Но не все об этом знают

Дети с инвалидностью не хотят поблажек. Они хотят равных прав, возможностей и дружественного отношения. Задача инклюзивного образования – дать детям с ограниченными возможностями уверенность в собственных силах, обучая их в школе вместе с обычными школьниками, возможно, с их друзьями и соседями. Инклюзивное образование (от английского слова inclusion – включение) помогает не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Задача Недели инклюзивного образования в Архангельске немного уже – обратить внимание общественности и органов власти на проблему образования детей с инвалидностью, на доступность и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, на перспективу совместного обучения детей. В течение недели в школах Архангельска, Северодвинска и Котласа пройдут классные часы, посвященные вопросам толерантности и создания условий для совместного обучения детей с инвалидностью и обычных детей. На телевидении запустят социальные ролики, направленные на продвижение идеи совместного обучения детей. Для студентов будут организованы просмотры фильмов международного фестиваля «Кино без барьеров», которые рассказывают о жизни людей с инвалидностью и включения их в общество.

Надо отметить, что три года назад наша область одной из первых вошла в программу совместного обучения детей, и финансирует это обучение. В двух школах – №5 в Архангельске и №21 в Северодвинске. Хотя «стихийная» инклюзия, по словам председателя Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области, Николая Мякшина, существует повсеместно. Только школы об этом не знают, и не финансируются. Так невостребованными оказались деньги, выделенные для сельских школ, и в результате Министерство образования приняло решение их снять. Сказывается отсутствие информации. Люди просто не знают, что государство готово тратить деньги на совместное обучение детей.

Как отмечали участники пресс-конференции, устроенной по поводу Всероссийской недели инклюзивного образования, введение инклюзивного образования совсем не означает отказ от специализированного. Никто не собирается закрывать специализированные школы. Но для детей и их родителей важна сама возможность выбора. Это от них зависит решение. Власть должна создать условия, а родители быть активнее и требовать их создания. Практика показывает, что там, где родители отстаивают право своих детей на поддержку, они ее получают. Северодвинский сурдологический Центр, созданный благодаря энергии председателя общественной организации детей-инвалидов с потерей слуха Сергея Зверева и родителей, тому яркий пример.

Объявление остановок в автобусах не требует затрат

И сами дети тоже активно участвуют в отстаивании своих прав. Молодые лидеры общественного движения «За образование для всех» Андрей Тихонов, Юлия Вайгина, Илья Малыгин, Егор Шабакаев в четверг встречаются с председателем Архангельского областного Собрания депутатов Виталием Фортыгиным, чтобы рассказать о своих проблемах и планах. Вопрос Ильи Малыгина вошел в тройку лучших на конференции по инклюзивному образованию в Москве и был размещен в Twitter’е президента Медведева. Ребята много путешествуют, изучали инклюзию в Лондоне. Говорят, что там, конечно, отношение другое к людям с ограниченными возможностями. Но и у нас можно учиться, было бы желание.

Несколько раз в течение встречи и Николай Мякшин, и его молодые соратники перефразировали слова профессора Преображенского: проблема не в финансировании, проблема в головах. Наше общество, к сожалению, само инвалидно по отношению к инвалидам. Только мы глухи, слепы, ущербны душевно. Неужели так трудно напечатать ценники в магазинах крупно? Или обязать объявлять остановки в общественном транспорте, или заставить водителей автобусов не пролетать мимо этой самой остановки? Не трогаться с места, пока человек не поднимется в автобус и не займет место? Оборудовать не только звуковую, но и световую пожарную сигнализацию? Это ведь не требует больших затрат.

А вот на оборудование культурных, медицинских и образовательных учреждений пандусами и подъемниками, конечно, деньги нужны. И, слава Богу, что дело с мертвой точки сдвигается, но… медленно и формально. По некоторым пандусам зайти-то трудно, не то, что заехать. Но зато он есть, и можно отчитаться. На вопрос «чего не хватает в Архангельске, чтобы инвалиды чувствовали себя комфортно» Андрей Тихонов ответил: «Дорог, дорог и еще раз дорог! Пока не будет дорог, говорить о комфортной среде для инвалидов невозможно. Создайте комфортные условия для жизни всех людей, и инклюзия настанет сама собой».

Но самая большая проблема – интеграция людей с ограниченными возможностями в наше общество. Образование получено, что дальше? Очень многие инвалиды просто выключены из жизни. Трудоустройство. Инклюзивное образование косвенно помогает преодолеть и эту трудность. Ведь создается конкурентная среда. Ребенок-инвалид должен добиваться своего статуса, конечно, при определенных условиях – педагогическом сопровождении, технических условиях, физической поддержке. Но с другой стороны он будет формировать и другое к себе отношение. Если дети станут учиться вместе, то потом здоровые взрослые перестанут бояться инвалидов-работников. Инклюзивное образование ломает стереотипы.

А пока изменения в головах происходят крайне медленно. И до той поры, когда все наши дети, независимо от состояния здоровья, смогут жить полноценной жизнью, еще далеко. И мы всем городом, всей страной должны просить у них за это прощения.

Владимир Поплавский

Фото автора и http://www.ug.ru/news/268

 


Норд-Медиа: http://nord-media.info

Адрес статьи: http://nord-media.info/news/society/deti-s-invalidnostyu-ne-hotyat-poblazhek-oni-hotyat-ravnyih-prav.htm

Служебный вход