Версия для слабовидящих
Архангельское региональное отделение Всероссийское общество глухих

Официальный сайт мэрии Архангельска: В АРХАНГЕЛЬСКЕ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Архангельске побывал глава российского представительства детского фонда ООН ЮНИСЕФ Бертран Бейнвель. Цель его приезда – обсуждение перспектив сотрудничества с нашим городом и регионом в сфере инклюзивного образования в рамках проекта «Города доброжелательные к детям».

Рабочий день начался со встречи с мэром Виктором Павленко, который искренне поприветствовал гостей на гостеприимной северной земле и отметил, что для Архангельска тема инклюзивного образования не нова, уже на протяжении многих лет в городе идет работа в этом направлении.

Градоначальник подчеркнул также, что в городе реализуется целый ряд программ по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, но, безусловно, нужно еще многое сделать, чтобы по праву считаться городом равных возможностей.

В свою очередь господин Бейнвель отметил, что первые впечатления от пребывания в столице Поморья самые положительные:

- Я увидел здесь людей, полных энтузиазма, инициативных и неравнодушных. Если мы говорим об инклюзивном образовании, то и работать нужно инклюзивно. Главный принцип ЮНИСЕФ – сотрудничество и партнерство. Уверен, что сравнив опыт работы применяемые методики, мы сможем выработать общие подходы в вопросах инклюзивного образования. Самое главное, что мы должны понять, - инвестиции в детей – это инвестиции будущее.

Более подробно опыт работы Архангельска с детьми с ограничениями в здоровье представили заместитель мэра по социальным вопросам Ирина Орлова, руководители муниципальных образовательных учреждений и представители общественных организаций инвалидов на круглом столе, тему которого обозначили аналогично названию проекта ЮНИСЕФ «Архангельск – город доброжелательный к детям».

Как заметила заместитель мэра по социальным вопросам Ирина Орлова, этот круглый стол – уже не начало, а продолжение работы в этом направлении, ведь в Архангельске создана и эффективно работает целая сеть образовательных учреждений, в которых учатся дети с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. В 69 детских садах функционирует 106 коррекционных групп, в которых получает специализированную помощь более 1200 таких ребятишек. В системе образования города обеспечена преемственность межу дошкольными учреждениями и школами. В этом учебном году в 66 специальных (коррекционных) классах 15 образовательных учреждений более 650 детей с особыми образовательными потребностями получают коррекционно-развивающую помощь. В школах города учатся порядка 350 детей-инвалидов.
При этом в зависимости от состояния здоровья дети и их родители могут выбрать различные формы образования: экстернат, семейное, индивидуальное обучение на дому. Включены в эту систему работы и учреждения дополнительного образования.

- Каждый ребенок индивидуален, а значит, и образовательная система должна быть гибкой и способной на индивидуальный подход, - выразил свое мнение глава детского фонда ООН Бертран Бейнвель. – Важна и работа с родителями, которые должны понимать, что их ребенок может и должен расти в среде сверстников, играть и учиться с ними вместе. Мы все разные, но у нас у всех равные права.

Решению многих проблем способствует тесный контакт муниципалитета с общественными организациями. Через участие в различных проектах и грантах удается приобретать необходимое оборудование, отправлять педагогов на обучение, знакомиться с новыми методиками работы. Нет сомнений и в важности взаимодействия с родителями, которым для достижения успеха нужно стать добрыми партнерами и верными помощниками всем специалистам, задействованным в работе с их ребенком.

Модель интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья активно внедряется в школе № 5, где сегодня побывал и господин Бейнвель. Школа и детский сад работают в комплексе, обеспечивая преемственность в работе с детьми. Здесь созданы условия как для совместного обучения детей с ограничениями в здоровье и обычных ребят, так и для индивидуальной работы. Так, в кабинете математики и информатики идет индивидуальное занятие с десятиклассницей Настей, у которой проблемы со зрением. Педагог использует аппаратуру, позволяющую лучше видеть цифры.

- А это интерактивная доска, их в нашей школе уже восемь. Это очень важно, ведь многие дети только с их помощью впервые смогли увидеть яркие краски, - рассказывает директор школы Татьяна Петровская.

В следующем кабинете гостей встречает тифлопедагог Ирина Малкова, которая работает ос слепыми и слабовидящими детьми.

- Вот Вадим и Ваня уже самостоятельно по школе ходят, от сопровождающего отказываются, - с гордостью упоминает в разговоре своих подопечных Ирина Анатольевна.

А ведь за этими словами – огромный труд многих людей, которые помогают ребятам научиться ориентироваться в пространстве, умело пользоваться тростью, быть уверенными в себе. Кстати, педагоги школы самостоятельно разработали макет полигона, который помогает невидящим детям учиться ориентироваться в пространстве вне пределов школы, а строители воплотили задумку в жизнь. Уже весной ученики смогут начать заниматься на нем. Средства на обустройство полигона в размере порядка 450 тысяч рублей были выделены из резервного фонда мэрии.

Заглянули гости и в общеобразовательный класс, где среди обычных детей учится и девочка с нарушением слуха.

- Были сложности с изучением английского языка, но как только мы ввели дополнительные часы для индивидуальных занятий педагога с ученицей, все начало налаживаться, - отмечает Татьяна Петровская.

Электронные пособия, разнообразные дидактические материалы – все это призвано сделать максимально эффективной работу логопеда Ларисы Цываревой, которая работает с детьми с нарушениями речи и слуха. А библиотекарь Ольга Перевозникова с гордостью знакомит со своим хозяйством – многочисленными книгами для слабовидящих детей, учебниками и литературой по Брайлю для слепых ребят, говорящими книгами, тифлоаппаратурой. При этом дети могут как заниматься здесь, в библиотеке, так и взять книги домой.

Но школа не ограничивается только образовательными услугами. Каждое лето на ее базе открывается оздоровительный лагерь, который посещают дети с проблемами в зрении со всего города.

- Тема инклюзивного образования актуальна сегодня не только для России, но и для всего мира. Радует, что Архангельск активно работает в этом направлении, - выразил свое мнение господин Бейнвель.

Все участники сегодняшних встреч выразили уверенность и надежду, что впереди у них – тесное общение, а в перспективе намечено подписание соглашения между мэрией Архангельска и организацией ЮНИСЕФ о сотрудничестве в сфере инклюзивного образования в рамках проекта «Города доброжелательные к детям».

http://arhcity.ru/?page=0/20786

Служебный вход