Версия для слабовидящих
Архангельское региональное отделение Всероссийское общество глухих
29 октября 2018, 09:25

Объективная самооценка и грамотная самоподдержка - залог эффективной защиты от дискриминации

Как разобраться в себе, не стать жертвой дискриминации и наметить для себя пути для более успешной самореализации? Об этом говорили участники тренинга психолога Светланы Черкасовой для молодежи с инвалидностью на тему «Отношения с собой, самоподдержка и самооценка», организованном РООИ "Перспектива".

Светлана показала ребятам несколько упражнений, которые помогут им принять себя, понять, что нужно в данный момент, ответить самому себе на волнующие вопросы. Кроме того, психолог рассказала о трех основных состояниях человека по Эрику Берну, американскому психологу.

На практической части занятия участники прошли социальную медитацию «Встреча с внутренним ребёнком», написали «маленьким себе» письма и получили ответные письма от нашего внутреннего, детского «Я».

Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».Проявления «Я-состояний» в поведение человека представлены в таблице.

 

Таблица.

Состояние «Я - Родитель» Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители В функциональной модели различают:критическое состояние «Я – родитель» заботливое состояние «Я – родитель»
Состояние «Я - Взрослый» Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты
Состояние «Я - Ребенок» Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве В функциональной модели различают: приспосабливающееся «Я – ребенок», бунтарское (протестующее) «Я – ребенок», свободное «Я – ребенок».

«Я-состояние Взрослый» – рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние « Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция – урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».

Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители.

Основные функции состояния «Я-Родителя»:

1. Продолжение человеческого рода. Это Я-состояние позволяет человеку успешно воспитывать своих детей;

2. Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений. Основные слова Родителя: «надо» и «нельзя».

Родитель может находиться в двух позициях:

1.Критическое состояние «Я- Родитель» - хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков.

2.Заботливое состояние «Я- Родитель» - характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.

Если, к примеру, на вопрос, «Какая погода на улице?» в ответ вы слышите: «обязательно надень теплый свитер и шарф, и не забудь взять с собой зонт», то Ваш партнер по общению находится в позиции «Я-Родитель». Из состояния «Я-Взрослый» ответ был бы примерно следующий: «Около 15 градусов и, кажется, собирается дождь».

В состоянии «Я – Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно"). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Выделяют три позиции состояния «Я-Ребенок»:

1. свободный «Я-Ребенок», которому свойственны очарование и интуиция, спонтанность и креативность. Человек, находящийся в таком состоянии «сияет», глаза горят, он любит мир и себя в этом мире, шкодлив, любит по хулиганить;

2. приспосабливающийся «Я-Ребенок» - беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности". Внешне: глаза опущены, повышенный уровень тревожности, страх не оправдать ожидания;

3. бунтарское (протестующее) состояние « Я-Ребенок!», бросающее вызов поведение, негативизм, "Я это делать не буду!" "Вы этого не сделаете", «Ах так, ну ладно…»

В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях "ребенок и Я" речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками.

Три Я-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый изображают в виде трех соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость.

 


Рис.. Взаимосвязь трех «Я-состояний».

 

Родитель располагается вверху, его функция – этическое руководство. Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью. Ребенок отвечает за проявление желаний, капризов, влечений, любознательности, страхов, радости. Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна.

По его теории человек в каждый момент времени находится в одном из трех «Я-состояний». Взаимодействие включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции. Транзакции делят на виды в зависимости от того, от какого и какому «Я-состоянию» они адресованы. Существуют параллельные транзакции. К параллельным транзакциям первого порядка относятся Родитель-Родитель, Взрослый- Взрослый, Ребенок-Ребенок. 

 

При параллельных транзакциях диалог продолжается, при пересекающихся - наступает конфликтная ситуация, и диалог прерывается!

 

Параллельные второго порядка: Родитель-Ребенок

 

Рис.  Параллельные транзакции.

Но также существует пересекающийся тип транзакции. В них стимул рассчитан на диалог одних «Я-состояний», но реакция поступает от другого и другому «Я-состоянию». Она приводит к прерыванию процесса общения.

 

Рис. Пересекающиеся транзакции.

Приведем примеры параллельных и пересекающихся транзакций.

 

Параллельные транзакции Пересекающиеся транзакции

Взрослый-Взрослый - Не подскажете, где остановка 43 троллейбуса? - За углом вот этого здания.

Родитель-Родитель - Современную молодежь ничего не интересует - Только и знают, что курить и в компьютерные игры играть

Ребенок-Ребенок -А давай перелезем через забор, до ворот далеко. - Отличная идея, давай.

Родитель- Ребенок - Убери в своей комнате, - Сейчас, только дочитаю книгу.

В диалоге посыл идет от Взрослого к Взрослому, но реакция поступает от Родителя к Ребенку, что ведёт к конфликту:  

- Который сейчас час?

- Когда ты уже будешь носить свои часы?

А правильный ответ (без пересекающихся транзакций): 

- Сейчас 15 часов ( диалог по типу транзакции "Взрослй - Взрослый")

 

Выше приведены наиболее общие и распространенные схемы транзакций. Но в реальной жизни, в ситуации живого общения, вариативность протекания диалога близка к бесконечности.

Важно помнить, что ни одна из трех позиций не является плохой или хорошей, каждая из них имеет свои функции и является наиболее сильной в той или иной ситуации. Но каждый человек выбирает для себя наиболее приемлемый способ взаимодействия с окружающими и пользуется одной из позиций чаще, чем другими.

Умение свести диалог из плоскости пересекающихся транзакций в плоскость параллельных позволит избежать многих ситуаций, в которых проявляется дискриминация.

 

 

https://стопдискриминация.рф

 

Служебный вход