Объективная самооценка и грамотная самоподдержка - залог эффективной защиты от дискриминации
Как разобраться в себе, не стать жертвой дискриминации и наметить для себя пути для более успешной самореализации? Об этом говорили участники тренинга психолога Светланы Черкасовой для молодежи с инвалидностью на тему «Отношения с собой, самоподдержка и самооценка», организованном РООИ "Перспектива".
Светлана показала ребятам несколько упражнений, которые помогут им принять себя, понять, что нужно в данный момент, ответить самому себе на волнующие вопросы. Кроме того, психолог рассказала о трех основных состояниях человека по Эрику Берну, американскому психологу.
На практической части занятия участники прошли социальную медитацию «Встреча с внутренним ребёнком», написали «маленьким себе» письма и получили ответные письма от нашего внутреннего, детского «Я».
Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».Проявления «Я-состояний» в поведение человека представлены в таблице.
Таблица.
Состояние «Я - Родитель» | Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители В функциональной модели различают:критическое состояние «Я – родитель» заботливое состояние «Я – родитель» |
Состояние «Я - Взрослый» | Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты |
Состояние «Я - Ребенок» | Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве В функциональной модели различают: приспосабливающееся «Я – ребенок», бунтарское (протестующее) «Я – ребенок», свободное «Я – ребенок». |
«Я-состояние Взрослый» – рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние « Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция – урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».
Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители.
Основные функции состояния «Я-Родителя»:
1. Продолжение человеческого рода. Это Я-состояние позволяет человеку успешно воспитывать своих детей;
2. Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений. Основные слова Родителя: «надо» и «нельзя».
Родитель может находиться в двух позициях:
1.Критическое состояние «Я- Родитель» - хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков.
2.Заботливое состояние «Я- Родитель» - характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заботливостью.
Если, к примеру, на вопрос, «Какая погода на улице?» в ответ вы слышите: «обязательно надень теплый свитер и шарф, и не забудь взять с собой зонт», то Ваш партнер по общению находится в позиции «Я-Родитель». Из состояния «Я-Взрослый» ответ был бы примерно следующий: «Около 15 градусов и, кажется, собирается дождь».
В состоянии «Я – Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно"). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.
Выделяют три позиции состояния «Я-Ребенок»:
1. свободный «Я-Ребенок», которому свойственны очарование и интуиция, спонтанность и креативность. Человек, находящийся в таком состоянии «сияет», глаза горят, он любит мир и себя в этом мире, шкодлив, любит по хулиганить;
2. приспосабливающийся «Я-Ребенок» - беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности". Внешне: глаза опущены, повышенный уровень тревожности, страх не оправдать ожидания;
3. бунтарское (протестующее) состояние « Я-Ребенок!», бросающее вызов поведение, негативизм, "Я это делать не буду!" "Вы этого не сделаете", «Ах так, ну ладно…»
В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях "ребенок и Я" речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками.
Три Я-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый изображают в виде трех соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость.
Рис.. Взаимосвязь трех «Я-состояний».
Родитель располагается вверху, его функция – этическое руководство. Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью. Ребенок отвечает за проявление желаний, капризов, влечений, любознательности, страхов, радости. Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.
На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна.
По его теории человек в каждый момент времени находится в одном из трех «Я-состояний». Взаимодействие включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции. Транзакции делят на виды в зависимости от того, от какого и какому «Я-состоянию» они адресованы. Существуют параллельные транзакции. К параллельным транзакциям первого порядка относятся Родитель-Родитель, Взрослый- Взрослый, Ребенок-Ребенок.
При параллельных транзакциях диалог продолжается, при пересекающихся - наступает конфликтная ситуация, и диалог прерывается!
Параллельные второго порядка: Родитель-Ребенок
Рис. Параллельные транзакции.
Но также существует пересекающийся тип транзакции. В них стимул рассчитан на диалог одних «Я-состояний», но реакция поступает от другого и другому «Я-состоянию». Она приводит к прерыванию процесса общения.
Рис. Пересекающиеся транзакции.
Приведем примеры параллельных и пересекающихся транзакций.
Параллельные транзакции | Пересекающиеся транзакции |
Взрослый-Взрослый - Не подскажете, где остановка 43 троллейбуса? - За углом вот этого здания. Родитель-Родитель - Современную молодежь ничего не интересует - Только и знают, что курить и в компьютерные игры играть Ребенок-Ребенок -А давай перелезем через забор, до ворот далеко. - Отличная идея, давай. Родитель- Ребенок - Убери в своей комнате, - Сейчас, только дочитаю книгу. |
В диалоге посыл идет от Взрослого к Взрослому, но реакция поступает от Родителя к Ребенку, что ведёт к конфликту: - Который сейчас час? - Когда ты уже будешь носить свои часы? А правильный ответ (без пересекающихся транзакций): - Сейчас 15 часов ( диалог по типу транзакции "Взрослй - Взрослый") |
Выше приведены наиболее общие и распространенные схемы транзакций. Но в реальной жизни, в ситуации живого общения, вариативность протекания диалога близка к бесконечности.
Важно помнить, что ни одна из трех позиций не является плохой или хорошей, каждая из них имеет свои функции и является наиболее сильной в той или иной ситуации. Но каждый человек выбирает для себя наиболее приемлемый способ взаимодействия с окружающими и пользуется одной из позиций чаще, чем другими.
Умение свести диалог из плоскости пересекающихся транзакций в плоскость параллельных позволит избежать многих ситуаций, в которых проявляется дискриминация.
https://стопдискриминация.рф