Версия для слабовидящих
Архангельское региональное отделение Всероссийское общество глухих
31 мая 2018, 12:29

В Поморье подводят итоги Недели инклюзивного образования

Проведение Недели инклюзивного образования стало уже традиционным в Архангельской области. Мероприятия с участием школьников, направленные на понимание инвалидности, проводятся в муниципальных школах региона с 2013 года.

В 2018 году 11 городов и районов Поморья приняли участие и предоставили отчет о проведении "Недели инклюзивного образования в Архангельской области". В 153 образовательных учреждениях было организовано более 1666 различных мероприятий, включая классные часы, беседы, семинары, концерты, выставки и др. В мероприятиях приняли участие 64829  человек.

Для сравнения, в 2017 году аналогичные мероприятия в рамках Недели инклюзивного образования, прошли в 15 городах и районах Архангельской области, в 202 образовательных учреждениях. В них приняли участие 96204 человек.

А в 2016 году в 13 городах и районах Архангельской области прошло более 1236 мероприятий в 170 образовательных учреждениях Поморья. В них приняли участие 87779 человек.

По Архангельской области с 2013 по 2016 год количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях снизилось. Напротив, число обучающихся в общеобразовательных организациях (в специальных классах или инклюзивно) растет. Согласно данным министерства образования и науки Архангельской области в регионе в 2016-2017 учебном году было 505 общеобразовательных школ, из которых в 247 школах обучались 3802 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На 2017-2018 учебный год, по данным министерства, в регионе насчитывается 412 общеобразовательных школ. Из них, в 252 обучается 3102 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, более чем половина общего количества общеобразовательных школ принимает на обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на то, что более чем в половине общего количества общеобразовательных школ обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев это не полная, а лишь частичная инклюзия. Иными словами, дети обучаются в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ. При этом учащиеся включены в общешкольные мероприятия, общаются вне занятий, а учебная среда организована таким образом, что в специальных (коррекционных) классах учащиеся обучаются по адаптированным программам.

Понятие «инклюзивное образование» в нормативном смысле определяется, согласно положениям Федерального закона «Об образовании», как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 ФЗ «Об образовании».

Термины «инклюзивное образование» и «инклюзия» рассматриваются в нескольких аспектах:

1)       В ценностном - как общечеловеческая социальная ценность, значимая для подготовки индивидуума к полноценной равноправной жизни в обществе на основе получения качественного образования и принятия ценности разнообразия человеческих способностей и возможностей. ;

2)       В нормативном – как обязанность государства обеспечить на своей территории качественное образование, доступное для каждого человека без дискриминации;

3)       В управленческом - как формирующаяся государством модель отношений в системе образования, при которой осуществляется конструктивная реализация интересов всех акторов (участников образовательного процесса) в едином образовательном пространстве. Этот аспект объединяет и широкое, и узко-юридическое понимание инклюзии в попытке синтезировать её идеально-ценностный смысл и набор практических норм, правил, прав и обязанностей, практических механизмов, техник, технологий, цель которых – позволить раскрыться в полной мере идеально-ценностному аспекту».

Социальный проект «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» реализуется в 15 регионах России, который координирует Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва).

В Архангельской области проект реализуется на базе  Архангельского регионального отделения «Всероссийского общества глухих».

Контакт:

Николай Мякшин, председатель Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих, тел/факс (8182) 27-12-80,

сайт «Гражданские инициативы» http://sousnko.ru/unity/vog/

 

 

Служебный вход