.62b585cfded898b46e9cdd65381944901193.jpg)
Идем к мечте: учить всех детей вместе
Николай Мякшин, председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области, о пробпемах инклюзивного образования.
Мне приходится много общаться с родителями детей-инвалидов, и чаяния этих людей я хорошо знаю.
Понятие «инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в школах с обычными детьми» – это тренд, который активно внедряется во всем мире, в том числе и в России. Это светлая мечта о том, чтобы все дети – и обычные, и с ограниченными возможностями – учились вместе, и образование было поистине доступным.
На сегодняшний день нельзя сказать, что это доступное образование доступно для всех. Для каких-то категорий доступно, для некоторых – нет.
Как родители относятся к теме совместного обучения? И с той, и с другой стороны – с осторожностью. Одни родители считают, что если ребенок с инвалидностью будет обучаться с обычным ребенком, то потянет назад. А родители, которые имеют ребенка с инвалидностью, считают, что нет условий для реализации их возможностей.
Архангельская область - одна из лидеров в развитии инклюзивного образования. Мы одни из первых ввели повышающий коэффициент по инициативе организации инвалидов на стоимость и оплату труда по обучению ребенка с инвалидностью в три-четыре раза больше, чем обычного ребенка. Это замечательный плюс.
В реальной жизни сложно найти варианты, когда в обычной школе такое сопровождение организовано. Все же мы идем по пути интеграции. Например, в школе № 8 на базе опорно-специального центра создан сопроводительный аппарат. У нас есть автобусы, которые детей привозят.
Другой пример - дети, которые имеют проблемы со слухом, зрением, в пятой школе. Мы идем к мечте, когда школа будет обучать всех детей на равных условиях.
Нужно отметить, что система образования консервативна, и, несмотря на все революционные преобразования, которые происходят в мире, она очень сильно сопротивляется любым преобразованиям.
Мы, к сожалению, отстаем не только в сфере инклюзивного образования, но и в системе подготовки молодежи к получению профессии проигрываем развитым странам.
На мой взгляд, в вопросе инклюзии большая роль принадлежит науке. У нас не хватает учителей и нет вузов, которые готовят специалистов в вопросах инклюзии. Нет технических возможностей и преподавателей, которые могут это делать, – тифлопедагогов.
Понятно, что нужны деньги, специалисты, учебники. Нужно совершенствовать систему работы в создании инклюзивного образования в стране. И в самом обществе также надо создавать атмосферу заинтересованности, терпимости к особенным детям и взрослым. Мы ежедневно сталкиваемся с самыми разными вызовами времени. Вот и сейчас, когда в стране бушует экономический кризис, особенно важно сохранять человеческие ценности. Главная из которых – забота о ближнем, имеющем те или иные проблемы со здоровьем. Ведь детям с ограниченными возможностями жить непросто во все времена, а значит, обществу нужно своими объятиями беречь их и помнить, что отношением к ним измеряется зрелость самого общества.