
Прокуратура направила в суд заявление по поводу нарушения права инвалида на инклюзивное образование
Образовательная организация в Няндомском районе Архангельской области не обеспечила ребёнку-инвалиду свободный доступ в школу по причине отсутствия пандуса. Для защиты права инвалида на инклюзивное образование потребовалось вмешательство прокуратуры.
В прокуратуру Няндомского района поступило заявление от Няндомской районной организации Всероссийского общества инвалидов (НРО ВОИ).
Член НРО ВОИ является законным представителем девочки с диагнозом «врожденная мышечная дистрофия» (мирозинопатия). Ей установлена инвалидность, самостоятельно ребёнок не передвигается.
С сентября 2016 г. девочка должна была посещать МБОУ «Среднюю общеобразовательную школу №7» г. Няндома. Но образовательное учреждение не оборудовано пандусом для колясок. В связи с этим образовательное учреждение отказалось принять ребенка на обучение и предложило надомное обучение.
Согласно статье 19 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», для них создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» от 16.07.2002 г. пункт 5.2.9, при перепаде высот пола в здании или сооружении, следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения. Статья 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорит о праве инвалидов на инклюзивное образование. При реализации права на образование государства-участники добиваются, чтобы:
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования…
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
с) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
е) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
Согласно статье 67 ФЗ «Об образовании в РФ» ребенок имеет право быть принятым в образовательную организацию по месту жительства.
Прокуратурой Няндомского района в ходе проверки установило, вход в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СОШ №7 г. Няндома", расположенная по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Строителей, д.3, не оборудовано пандусом и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения. Отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов внутрь здания - вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пандусом с поручнями, а дверной проем имеет порог.
В связи с указанными нарушениями заместителем прокурора района 03.03.2016 г. в Няндомский районный суд направлено заявление об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Светлана ЗАВГОРОДНЯЯ, юрист Няндомской районной организации ВОИ
Контакт: lioness1489@mail.ru