
Семинар для родителей "Защита права на образование и интеграцию в общество детей с расстройствами аутистического спектра"
21 марта 2016 года в Архангельске в конференц-зале гостиницы «Беломорская» прошел семинар для родителей "Защита права на образование и интеграцию в общество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)". В ходе семинара родители учились направлять обращения, организовывать общественные действия, общаться с журналистами и рассказывать о своей организации и мероприятиях через средства массовой информации.
Как пояснила заведующая правовым центром Союза инвалидов Елена ШИНКАРЁВА, на семинаре встретились родители, заинтересованные в обсуждении проблемы создания специальных условий обучения для детей с ОВЗ в соответствии с российским законодательством. Рассматривались не только вопросы о разных способах защиты прав (обращения, общественные действия, публикации в средствах массовой информации), но и конкретные вопросы, волнующие родителей, в связи с гарантиями получения образования для ребят-дошкольников и школьников с особыми образовательными потребностями.
Итоговым мероприятием семинара стал круглый стол по вопросу об организации специальных условий обучения для обучающихся с РАС. В круглом столе приняли участие представители психолого-медико-педагогических комиссий и ППМС центра. Родители и специалисты обсудили вопросы и проблемы, связанные с ограничениями и препятствиями в сфере образования детей с РАС.
Участники круглого стола (представители РОБО «Ангел», Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области и специалистов служб педагогической поддержки и психолого-медико-педагогических комиссий) обсудили проблемы и вопросы, связанные с обеспечением специальных условий получения образования для детей с РАС и отметили:
- При разработке рекомендаций психолого-медико-педагогическими комиссиями (территориальными и центральной) по созданию специальных условий получения образования необходим междисциплинарный подход. В существующей практике работы ПМПК недостаточно информативными во многих случаях являются заключения психиатров и иных специалистов для разработки надлежащих рекомендаций; необходимое число территориальных ПМПК в Архангельской области не формируются по причине отсутствия медицинских специалистов, имеющих специальную подготовку в области расстройств аутистического спектра.
- При разработке специальных условий получения образования для детей с РАС необходимо межведомственное взаимодействие специалистов в области образования, здравоохранения и социального обслуживания для того, чтобы заключения ПМПК были в достаточной степени подробными, информативными и исполнимыми для образовательных учреждений.
- Рекомендации ПМПК не всегда исполняются образовательными организациями полностью и должным образом. Руководители образовательных организаций не всегда обладают необходимой информацией по вопросам организации специальных условий обучения для ученика (воспитанника) с РАС.
Рекомендация круглого стола Министерству образования и науки Архангельской области:
- разработать проект соглашения о межведомственном взаимодействии между Министерством образования и науки Архангельской области, Министерством здравоохранения Архангельской области и Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области по вопросам организации и обеспечения специальных условий получения образования для учащихся и воспитанников с расстройствами аутистического спектра и аутизмом и представить его на публичное обсуждение;
- принять нормативный правовой акт, обязательный для образовательных организаций, о порядке финансирования организации специальных условий получения образования с рекомендациями по направлениям использования средств субвенции на организацию специальных условий обучения;
- разработать методические рекомендации для образовательных организаций по организации выполнения рекомендаций ПМПК при обучении ребенка с ОВЗ.