Инвалиды Архангельской области должны объединить усилия для создания доступной среды в регионе
Дальнейшее развитие доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) требует консолидации усилий всех общественных организаций Архангельской области с муниципалитетами и региональными структурами власти, представителями бизнеса, преподавателями вузов и студентами, средствами массовой информации и журналистами. К такому выводу пришли участники круглого стола в Архангельске 15 мая 2014 г., организованного Архангельской областной организацией Всероссийского общества инвалидов (АОО ВОИ) в рамках социального проекта «Доступно инвалидам – доступно всем»
В мероприятии приняли участие руководители и активисты общественных организаций инвалидов Архангельской области, студенты Северного (Арктического) федерального университета им М.В.Ломоносова (САФУ), руководители и представители муниципальных и региональных органов власти, региональные журналисты.
Целью круглого стола стала выработка практических предложений по ресурсному, правовому и информационному обеспечению процесса создания в Поморье доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Все собравшиеся за круглым столом отметили, что в ходе реализации АРОО ВОИ социального проекта «Доступно инвалидам – доступно всем» сделаны существенные шаги на пути объединения усилий общества и создания доступной среды для инвалидов и МГН Поморья. Был отмечен большой вклад АРОО ВОИ в дело просвещения населения по вопросу доступной среды. Вся эта работа проводилась в тесном партнерстве с другими организациями инвалидов, студентами и преподавателями САФУ, представителями муниципальных и региональных органов власти.
Участники Круглого стола озвучили давно известные проблемы недоступности большинства объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, а так же жилья для инвалидов и других МГН в Архангельской области. Главное внимание было уделено решению конкретных практических вопросов, позволяющих более эффективно осуществлять дальнейшую работу по созданию доступной среды в Архангельске и области.
По мнению участников Круглого стола, серьезными препятствиями на пути создания доступной среды в Архангельске и области являются:
1) Недостаточная степень координации усилий организаций инвалидов, органов власти, бизнес-сообщества в решения вопросов создания доступной среды.
2) Организациями инвалидов и органами власти в недостаточной мере изучается отечественный и международный опыт внедрения новаций, обеспечивающих создание доступной среды и развития принципов универсального дизайна.
3) Активисты общественных организаций инвалидов, представителей органов власти, собственников объектов, представителей СМИ, специалистов социальных служб, студентов изучающих дисциплины связанные с архитектурой, строительством, социальной работой, плохо информированы о новых проектных и технических решениях в области обеспечения доступной среды и внедрения принципов универсального дизайна. Это приводит к тому, что при принятии решений органами власти, проектировщиками, собственниками объектов, их подрядчиками, которые касаются обеспечения доступности для инвалидов и других МГН, выбираются далеко не самые оптимальные в техническом и финансовом плане решения, которые не улучшают, а порой и ухудшают уровень доступности на тех или иных объектах.
4) Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды в городе и регионе, что приводит к невозможности осуществлять эффективный контроль за соблюдением норм законодательства о создании доступной среды. Такой подход не поощряет собственников к скорейшему устранению барьеров в этой сфере и внедрению принципов универсального дизайна (в том числе - предложенных участниками обследования объектов социальной инфраструктуры).
5) Недостаточность информационных материалов в местных и региональных СМИ, разъясняющих населению, что создание доступной среды для инвалидов и других МГН ведет к созданию более комфортных условий жизни для всего местного сообщества.
Кроме того, участники проекта считают важным при выборе приоритетов в проведении мероприятий по обеспечению доступности в г. Архангельске, учитывать мнение большинства инвалидов и других МГН, путем проведения анкетирования по данному вопросу.
Проведенное в ходе проекта анкетирование зимой 2014 г. свидетельствует о том, что необходимо срочно принимать первоочередные меры, среди которых:
- качественная уборка улиц и дворов, так как в осенне-весенний период по ним невозможно передвигаться не только инвалидам и МГН, но и здоровым гражданам;
- строительство и реконструкция дорог и тротуаров, особенно на придомовых территориях и восстановление покрытия после ремонтно-строительных работ;
- замена неприспосбленных для перевозки инвалидов и МГН автобусов типа ПАЗ, на более доступные модели;
- обеспечение доступности в помещения, занимаемые общественными организациями инвалидов, а также в учреждения социального обслуживания (в т.ч.Центр реабилитации «Родник»);
- доработка элементов, обеспечивающих доступность объектов, которые недавно открылись или планируются к открытию в ближайшее время (Библиотека САФУ, «Норд-Арена»)
- обеспечение информационной доступности в лечебно-профилактических учреждениях, особенно для людей с нарушением зрения и слуха.
В резолюции круглого стола отражены рекомендации к органам законодательной и исполнительной власти Архангельской области, к органам местного самоуправления г. Архангельска, и роль общественных организаций инвалидов в совместном решении обозначенных проблем.
Текст резолюции Круглого стола направлен Губернатору Архангельской области, в Областное Собрание депутатов, мэру г.Архангельска
Текст резолюции размещен на сайте «Гражданские инициативы»:
Контакт: Евгений Нельзиков, председатель АОО ВОИ, тел/факс (8182) 210-244 , 89214895961, сайт «Гражданские инициативы»
Резолюция круглого стола
«Доступно инвалидам – доступно всем»
по созданию условий доступности для инвалидов
и других маломобильных групп населения
г. Архангельск 15 мая 2014 г.
Участники прошедшего 15 мая 2014 г. круглого стола: руководители и активисты общественных организаций инвалидов Архангельской области, журналисты, студенты Северного (Арктического) федерального университета им М.В.Ломоносова, принявшие участие в обследовании социально-значимых объектов, руководители и представители муниципальных и региональных органов власти, собравшиеся с целью выработки предложений по ресурсному, правовому и информационному обеспечению создания в Архангельской области доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, отмечают, что в ходе реализации социального проекта «Доступно инвалидам – доступно всем», реализованного Архангельской областной организацией Всероссийского общества инвалидов в тесном партнерстве с другими организациями инвалидов, студентами и преподавателями САФУ, представителями муниципальных и региональных органов власти, сделаны существенные шаги в направлении объединения усилий различных организаций на пути создания в г.Архангельске и Архангельской области доступной для инвалидов и других МГН среды, а так же просвещения различных групп населения, студентов, специалистов по данному вопросу.
Участники Круглого стола, принимавшие участие в реализации названного проекта, отмечая общие и давно известные проблемы недоступности большинства объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, а так же жилья для инвалидов и других МГН, сосредоточили свое внимание на необходимости решения конкретных вопросов, позволяющих более эффективно выстроить дальнейшую работу по созданию доступной среды в городе и регионе.
По мнению участников Круглого стола, подтвержденного всем ходом реализации проекта, серьезными препятствиями на этом пути являются:
1) Недостаточная скоординированность усилий организаций инвалидов, органов власти, бизнес-сообщества в решения вопросов создания доступной среды.
2) В незначительной мере организациями инвалидов и органами власти изучается отечественный и международный опыт внедрения новаций, обеспечивающих создание доступной среды и внедрения принципов универсального дизайна, что тормозит движение вперед в городе и регионе в данном направлении.
3) Недостаточная информированность активистов общественных организаций инвалидов, представителей органов власти, собственников объектов, представителей СМИ, специалистов социальных служб, студентов изучающих дисциплины связанные с архитектурой, строительством, социальной работой, о новых проектных и технических решениях в области обеспечения доступной среды и внедрения принципов универсального дизайна, что приводит к тому, что при принятии решений органами власти, проектировщиками, собственниками объектов, их подрядчиками, которые касаются обеспечения доступности для инвалидов и других МГН, зачастую, выбираются далеко не самые оптимальные в техническом и финансовом плане решения, которые не улучшают, а порой и ухудшают уровень доступности на тех или иных объектах.
4) Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды в городе и регионе, что приводит к невозможности осуществлять эффективный контроль за соблюдением норм законодательства о создании доступной среды, а так же не поощряет собственников к скорейшему устранению барьеров в этой сфере и внедрению принципов универсального дизайна, в том числе предложенных участниками обследования объектов социальной инфраструктуры.
5) Недостаточность материалов в местных и региональных СМИ, направленных на создание у населения понимания того, что создание доступной среды для инвалидов и других МГН, в конечном счете ведет к созданию более комфортной среды для всего местного сообщества.
Кроме того, участники проекта считают важным при выборе приоритетов в проведении мероприятий по обеспечению доступности в г. Архангельске, учитывать мнение и рядовых жителей города из числа инвалидов и других МГН , полученного в ходе проведения анкетирования по данному вопросу.
Проведенное в ходе проекта анкетирование граждан из числа названных категорий, как являющихся членами различных общественных организаций, так и посещающих учреждения социального обслуживания, в зимний период 2014 г. свидетельствует о необходимости принятия скорейших мер по:
- систематической уборке улиц и дворов, по которым в осенне-весенний период невозможно пройти и обычным гражданам;
- строительству и реконструкции дорог и тротуаров, особенно на придомовых территориях и восстановления покрытия после ремонтно-строительных работ;
- замене ПАЗиков, используемых при организации пассажирских перевозок, на более доступные модели;
- обеспечению доступности к помещениям, занимаемым общественными организациями инвалидов, учреждений социального обслуживания (в т.ч.Центр реабилитации «Родник»);
- доработке элементов, обеспечивающих доступность объектов, которые недавно открылись или планируются к вводу в эксплуатацию в ближайшее время (Библиотека САФУ, «Норд-Арена»)
- обеспечению информационной доступности в лечебно-профилактических учреждениях, особенно для людей с нарушением зрения и слуха.
Участники круглого стола рекомендуют:
1.Органам местного самоуправления г.Архангельска и общественным организациям инвалидов совершенствовать систему взаимодействия при решении вопросов создания доступной среды в городе, предполагая в том числе:
- изучение и применение опыта других муниципальных образований, как в Архангельской области, так и в других регионах страны;
- использование результатов обследования объектов, их паспортизации, при формировании/корректировке муниципальных программ по созданию доступной среды;
- использование результатов анкетирования инвалидов и других МГН, при формировании/корректировке муниципальных программ по созданию доступной среды;
- привлечение персонала предприятий, учреждений и организаций, а так же добровольцев для оказания ситуационной помощи инвалидам и другим МГН в тех случаях, когда невозможно принять быстрые меры по обеспечению приемлемой доступности на том или ином объекте социальной и транспортной инфраструктуры, а также обучение персонала и добровольцев этим навыкам.
2. Органам местного самоуправления г.Архангельска:
- использовать опыт Сочи при проведении Паралимпийских игр, для внедрения элементов доступной среды в г.Архангельске, в т.ч.установку кнопок вызова, поручней, организацию сопровождения и т.д.;
- направлять специалистов мэрии и муниципальных учреждений социальной сферы, на семинары, конференции, учебные курсы по проблематике создания доступной среды, проводимые как на территории области, так и в других регионах России;
- учитывать мнение общественных организаций инвалидов при формирования технических заданий на строительство и реконструкцию муниципальных объектов, закупке товаров и услуг для муниципальных нужд (в части обеспечения доступности товаров и услуг для инвалидов и МГН, в том числе учитывать конструктивные недостатки оборудования, которое ранее закупалось в области или других регионах и начинало выходить из строя до истечения объявленного производителем срока эксплуатации).
3.Общественным организациям инвалидов:
- систематически проводить обучение (индивидуальное и групповое) своих клиентов и их родственников навыкам ориентирования и адаптации в существующей среде с использованием современных технологий и технических средств реабилитации;
- информировать органы местного самоуправления о тех конференциях, семинарах, курсах по вопросам создания доступной среды и внедрения принципов универсального дизайна, которые проводят общественные организации;
- распространять накопленный передовой опыт в данной сфере по другим общественным организациям;
- создавать информационные ресурсы, где любому пользователю можно найти информацию о разработчиках, производителях, поставщиках, технологий и технических средств реабилитации, позволяющих преодолевать барьеры, возникающие у инвалидов и других МГН в части доступности среды; распространять данную информацию, как среди инвалидов, так и среди собственников объектов, специалистов социальных учреждений и муниципальных служб;
- консультировать и, при наличии возможности, организовать судебное сопровождение для инвалидов по вопросам соблюдения их прав на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;
- распространять положительный судебный опыт по защите прав на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов.
4. Органам законодательной и исполнительной власти Архангельской области, совместно с региональными общественными организациями инвалидов:
- продолжить совместную работу над проектом областного закона, регулирующего функционирование механизма создания доступной среды в регионе подготовить соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в данный проект;
- проводить обучающие семинары по обследованию доступности объектов, как для специалистов органов социальной защиты населения, других министерств и ведомств, актива общественных организаций инвалидов.
5. Органам законодательной и исполнительной власти Архангельской области:
- закрепить нормативными актами «легальный» статус паспортизации объектов социальной инфраструктуры;
- предусмотреть порядок, при котором выделение средств на ремонт, реконструкцию объекта социальной и транспортной инфраструктуры, не допускается без проведения его паспортизации;
- подготовить и принять на региональном уровне нормативно-правовые акты по полномочиям и механизму наложения штрафов за несоблюдение законодательства о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть вопрос и принять соответствующие правовые акты по ресурсному обеспечению уполномоченного органа, осуществляющего функции контроля за соблюдением законодательства о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть вопрос о кадровом обеспечении уполномоченного органа, осуществляющего функции контроля за соблюдением законодательства о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
- включать в комиссии по оценке объектов на доступность представителей организаций инвалидов имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом и сенсорными нарушениями;
- продолжить работу по созданию пункты проката и хранения колясок и иных технических средств реабилитации для их использования при проведении мероприятий с инвалидами и другими МГН в муниципальных учреждениях и организациях, а так же на транспорте.
6. Северному (арктическому) федеральному университету:
- предусмотреть в программах обучения студентов приглашение руководителей и активистов общественных организаций инвалидов для выступлений перед студентами по вопросам понимания инвалидности и создания доступной среды для инвалидов и других МГН;
- предусмотреть увеличение количества учебных часов на изучение программ, посвященных внедрению элементов доступной среды и принципов универсального дизайна.