«Круглый стол», посвященный вопросам инклюзивного (совместного) обучения, недавно прошел в Архангельске. Специалисты из Великобритании, Москвы и Архангельска сошлись во мнении, что инклюзия - это реализация права детей с особыми потребностями на качественное, конкурентоспособное образование.
В Архангельске инклюзивное обучение существует лишь в общеобразовательной школе №5.
- Я видел здесь чудесные вещи: дети, у которых есть проблемы со слухом, зрением, успешно учатся вместе со здоровыми детьми своего возраста, - рассказывает Кит Венаблс, педагог-практик, магистр педагогической психологии из Великобритании. - Должна быть большая работа со стороны родителей, учителей, администрации школы, местного правительства. Только при таком партнерстве можно достичь больших успехов.
В пяти регионах России существует инклюзивное обучение, но Архангельск, по словам Майи Алексеевой, координатора по работе с родителями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва), имеет колоссальное преимущество. Наша область единственная в России сумела выделить в отдельную статью местного бюджета финансирование среднего образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах. За счет этих средств есть возможность улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений: ведь детям с ограниченными возможностями нужны дорогостоящие пособия, компьютеры, специальные программы и многое другое.
Однако, как отмечает кандидат педагогических наук из Москвы Ирина Зарубина, инклюзивное обучение в России носит в основном стихийный характер и распространено лишь в немногих школах. С чем это связано? Ирина Николаевна выделяет несколько причин, среди них - неготовность общества, малое финансирование для создания материально-технической базы в школах, отсутствие необходимого количества специалистов.
- Очень сложно перестроить узких специалистов в сторону инклюзивного образования, - сказала Елена Шлай, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии Института развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова. - Чтобы эти люди шли в школы, мы должны поменять форму работы, изменить их сознание.
- В рамках проекта «Темпус» мы работаем над созданием образовательных программ для четырех категорий обучающихся: студентов, родителей, учителей-дефектологов и учителей общеобразовательных школ. В 2009 году программы были апробированы, - поддержала коллегу Наталья Флотская, доктор психологических наук, декан факультета коррекционной педагогики Института развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова. - Также на базе нашего факультета были созданы курсы по инклюзивному обучению.
Таким образом, в Архангельской области постепенно решаются вопросы, препятствующие внедрению инклюзии в общеобразовательных учреждениях. Сложнее обстоит дело с неготовностью родителей и учителей принять совместное обучение как законное право детей с особыми потребностями на качественное и доступное образование.
- Все дети равны в своих правах, - говорит Николай Мякшин, председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области. - Государственная школа изначально должна быть инклюзивной.
Спорить о внедрении инклюзивных школ можно долго, найдутся как сторонники, так и противники совместного обучения. Но решение подсказывает жизнь. Своей историей поделился Андрей Тихонов.
Будучи незрячим с детства, он не только успешно окончил общеобразовательную школу, музыкальное училище, факультет иностранных языков ПГУ. Сейчас Андрей преподает нотную грамоту, английский язык, координирует различные проекты, а в феврале он побывал с концертами в Германии и Польше.
- Обучался на дому, а прикреплен был к школе №4. Количество времени на занятия, выделяемое школой, было мизерным. Многие предметы изучал экстерном, а учитель раз в месяц приходил и проводил контрольную работу. Поступал в университет на общих основаниях и, оказалось, не был готов ни технически, ни психологически. Я не умел пользоваться компьютером, интернетом. Первое время мало общался со студентами, но позже появились друзья. Если студенты видят, что педагог общается на равных со всеми, они усваивают эту модель поведения.
* * *
Инклюзия - включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно со здоровыми детьми.
Наталья ПОПОВА.
13/03/2010
Copyright © 2010, Правда Севера.
При использовании материалов сайта ссылка на www.pravdasevera.ru обязательна.