В высшей школе педагогики, психологии и физической культуры САФУ завершились курсы «Основы русского жестового языка» для 13 студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки ВШППиФК. Председатель Архангельской местной общественной организации Всероссийского общества глухих, переводчик русского жестового языка Светлана Ватага познакомила слушателей курса с особенностями профессии переводчика РЖЯ и основами жестового языка и дактилологии, необходимыми для общения с людьми, которые имеют нарушение слуха.
- Я считаю, что знать основы жестового языка, психологию людей с нарушением слуха и их классификацию для студентов, изучающих логопедию, дефектологию, а также будущим специалистам социальной работы и студентам других профилей обучения просто необходимо изучать жестовый язык. Если мы стремимся к созданию более толерантного общества, то должны понимать, как общаться и взаимодействовать с людьми, имеющими нарушение слуха, - подчеркнула председатель Архангельского местного отделения Светлана Ватага.
Студенты, проходящие курсы, получили не только теоретические знания, но и отработали навыки общения при помощи жестов на практике. Будущие педагоги смогут использовать полученные навыки в своей профессиональной деятельности.
- В 2024 году кафедра специальной педагогики и психологии САФУ отмечает 25-летие коррекционного образования в Архангельске. Одним из постоянных направлений деятельности кафедры была подготовка специалистов для работы с людьми, имеющими нарушение слуха. В свое время в учебном плане учителей-дефектологов была отдельная дисциплина, но сейчас у нас в основном идет подготовка студентов по профилю «Логопедия», и из учебного плана, к сожалению, данная дисциплина убрана, однако интерес к ее изучению есть у всех. Мы связались со Светланой Григорьевной, и она любезно согласилась провести у нас курсы, - сказала доцент кафедры специальной педагогики и психологии САФУ Ирина Ляпина.
По словам Ирины Сергеевны, идея проведения курсов жестового языка возникла в 2021 году после проведения международных школ в САФУ с Белорусским государственным педагогическим университетом, где студенты САФУ увидели выступление будущих сурдопедагогов, которые очень красиво пели на жестовом языке. Обучающихся в САФУ очень впечатлило жестовое пение, и они решили научиться языку жестов. Кроме того, начиная с 1998 года в университете, уже проходили подобные курсы жестового языка, а теперь после некоторого промежутка практика проведения курсов возобновилась с 2022 года.
Итоговая аттестация прошла необычно. Светлана Григорьевна творчески подошла к обучению студентов и подготовке задания на зачет, в первой части которого слушательницы курса, работая в парах, продемонстрировали и перевели поочередно 10 слов и три предложения на жестовом языке по определенной тематике, указанной в билетах, а во второй части зачета каждая из студенток исполнила песню на жестовом языке.
- Занятия проходили в очень интересной форме, все участвовали, работая в группах. Было очень легко запоминать жесты, которые нам показывали. Сложность, наверное, была в том, что объем материала был довольно большой, усвоить все разом было не так просто, - поделилась мнением студентка САФУ Юлиана Кордумова.
В ходе 36-ти часовых курсов студенты узнали особенности общения с людьми, у которых есть инвалидность по слуху, классификацию людей с нарушением слуха, научились использовать основные жесты для разговора на разные темы. Получение знаний об основах русского жестового языка открывает для студентов новые профессиональные горизонты.
- На курсах я узнала правила общения с людьми, имеющими нарушение слуха, и базовые жесты, с помощью которых я смогу пообщаться на любые темы. Эти знания мне точно пригодятся в профессиональной жизни, потому что я учусь на логопеда и при работе с детьми, у которых отсутствует речь, знание жестового языка мне может помочь, - отметила студентка САФУ Юлия Проворова.
Курсы русского жестового языка для студентов, обучающихся в высшей школе педагогики, психологии и физической культуры САФУ проводятся неоднократно. Студенты, когда станут педагогами, могут столкнуться с обучением детей, которые имеют нарушение слуха, и жестовый язык может помочь эффективно общаться с учащимися с инвалидностью по слуху. Язык жестов является инструментом для создания инклюзивной среды обучения, который способствует вовлечению в учебный процесс неслышащих детей.