Как человек с нарушением слуха может вызвать службы экстренного реагирования? Например, если он становится свидетелем пожара, ДТП, в случае утечки газа или если пропал родственник, как обратиться в экстренные службы? В чрезвычайных ситуациях каждая минута ценна, и любому человеку важно знать, как получить помощь.
Конечно, круглосуточно можно обратиться за помощью, позвонив на короткий номер «112». Однако для людей с нарушением слуха и (или) речи телефонный разговор в силу особенностей здоровья фактически недоступен. Вместе с тем в настоящее время у людей с нарушением слуха есть возможность отправить СМС на номер 112 в случае возникновения ситуаций, требующих помощи экстренных служб. Полученная диспетчером информация немедленно передается в соответствующие экстренные службы по месту нахождения заявителя. Человек, обратившейся за помощью, получает подтверждение, что его сообщение принято. А в случае необходимости дополнительная информация об обстоятельствах происшествия уточняется через ответное СМС.
Но наиболее удобным средством общения для людей с нарушением слуха является жестовый язык. Поэтому уполномоченный по правам человека в Архангельской области Л. Анисимова и ее коллеги из других регионов инициировали изучение вопроса повышения доступности для людей с нарушениями слуха Службы 112 путем возможности введения сервиса совершения видеозвонка и общения на русском жестовом языке. За подтверждением актуальности поднятой темы Уполномоченный обратился в АРО ОООИ ВОГ.
- Очень хорошо, что у людей с нарушением слуха есть возможность вызывать экстренные службы, отправляя СМС на номер 112. В Архангельской области проживает около 5 тысяч инвалидов по слуху, 1 тысяча человек из которых общается с помощью русского жестового языка. Реализация возможности совершения видеозвонков в Системе-112 могла бы существенно повысить доступность и оперативность получения неслышащими людьми помощи, - отметила председатель АРО ОООИ ВОГ М. Коржавина.
Исследуя поднятую проблему, Уполномоченный обратился в Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области. Уполномоченный орган проинформировал о наличии в настоящее время препятствий для реализации возможности обращения в Службу-112 посредством видеозвонка, включая отсутствие соответствующего программного обеспечения и особенности нормативно-правового регулирования данной сферы. Результаты изучения вопроса на уровне области направлены уполномоченным по правам человека в Архангельской области для обобщения информации и по другим регионам, в целях рассмотрения возможности принятия дальнейших мер по повышению доступности Службы-112 для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В то же время, напомним, что обращение Уполномоченного Л. Анисимовой к руководителю региональной общественной организации, представляющей интересы граждан с нарушениями слуха, получило живой отклик. В конце января состоялось совещание руководителей регионального и местного отделений Всероссийского общества глухих с руководителем ГКУ АО «Региональная диспетчерская служба» (Служба 112). Были рассмотрены проблемные вопросы, связанные с вызовом оперативных служб людьми с инвалидностью по слуху. Вместе с тем, исходя из имеющихся технических возможностей, выработаны меры по повышению доступности Службы-112 в Архангельской области: повышение уровня информированности людей с нарушениями слуха о порядке обращения в Службу-112, подготовка диспетчеров особенностям общения с неслышашими людьми.